Вирусная инфекция может снижать аллергическую реакцию

Исследователи из Льежского университета показали, что вирусы перепрограммируют врожденные лимфоидные клетки группы 2 (ILC2), находящиеся в легких, а ILC2, в свою очередь, модулируют реакцию иммунной системы на респираторные аллергены. Мыши после инфекции гаммагерпесвирусом демонстрировали сниженную реакцию на антигены пылевого клеща.

Вирусные инфекции способны провоцировать развитие аллергической астмы. С другой стороны, так называемая гигиеническая гипотеза утверждает, что воздействие определенных микроорганизмов в детстве защищает от развития аллергических заболеваний. У человека гаммагерпесвирусы, многие из которых вызывают хронические инфекции, оказывают значительное воздействие на иммунную систему; в частности, более ранняя инфекция вирусом Эпштейна–Барр у детей может коррелировать с более низкими уровнями циркулирующего иммуноглобулина Е.

Исследователи из лаборатории иммунологии и вакцинологии Льежского университета в 2017 году продемонстрировали, что заражение лабораторных мышей гаммагерпесвирусом препятствует развитию астмы. В новом исследовании, результаты которого опубликованы в Science Immunology, они выявили один из возможных механизмов. Бельгийские ученые инфицировали мышей видоспецифичным гаммагерпесвирусом MuHV-4 и показали, что инфекция вызывает функциональное репрограммирование врожденных иммунных клеток группы 2 (ILC2), как находящихся в легких, так и рекрутированных.

Врожденные лимфоидные клетки (ILC) — сравнительно недавно открытое семейство лимфоцитов врожденного иммунитета. Они первыми реагируют на патоген, поддерживают гомеостаз ткани и обеспечивают функционирование эпителиального барьера (предотвращают проникновения патогенов вглубь ткани). ILC группы 2, впервые описанные в 2010 году, имеют тканеспецифичные фенотипы и участвуют в противоопухолевом ответе, а также в реакции на аллергены и вирусы, включая вирус гриппа.

Оказалось, что репрограммирование ILC2, вызванное вирусом, снижает чувствительность инфицированных мышей к экстракту пылевого клеща, который мышам закапывали в нос. Эти клетки в ответ на инфекцию снижают свою численность и производят меньше цитокинов второго типа, но при этом выделяют GM-CSF и стимулируют дифференцировку моноцитов в альвеолярные макрофаги, не провоцируя Th2-воспаления, которое способствует аллергической реакции. Секвенирование РНК единичных клеток показало характерные изменения транскрипционной программы ILC2, вызванные инфекцией, а также сложную связь между 4 ILC2 и альвеолярными макрофагами, происходящими из моноцитов.

Таким образом, ILC2, «пережившие» инфекцию, играют главную роль в создании альвеолярной ниши, которая формирует идентичность альвеолярных макрофагов. «Концепцию ниши можно сравнить с домом, который дает структуру, поддержку и индивидуальность своему владельцу. Это понятие предполагает, что иммунная клетка нуждается в структуре и в других клетках, чтобы функционировать должным образом», — говорит первый автор работы Паулин Лоос. «В течение жизни эти ниши будут перестраиваться под воздействием факторов окружающей среды, — продолжает соруководитель работы Бенедикт Махильс. — Макрофаги исчезают и заменяются привлеченными клетками, моноцитами, чей функциональный профиль будет зависеть от ремонта, сделанного в этом доме с течением времени, и, в частности, от ILC2, которые являются частью его структуры».

Таким образом, впервые описан спровоцированный вирусной инфекцией диалог между ILC2 и макрофагами, происходящими из моноцитов, во взрослом организме, который подавляет развитие аллергической астмы. В течение жизни альвеолярная ниша ремоделируется различными событиями, такими как респираторные инфекции, воздействие сигаретного дыма или загрязняющих веществ. Возможно, эти факторы активируют различные сценарии диалогов между клетками иммунной системы, так что индивидуальные различия в чувствительности к респираторным заболеваниям могут быть отчасти вызваны данным механизмом.

Врожденные лимфоидные клетки — новый инструмент терапии опухолей протока поджелудочной железы