Выбран оптимальный режим иммуносупрессии при пересадке свиных почек человеку

Ученые из США впервые использовали стандартную стратегию иммуносупрессии, применяемую при трансплантации человеческих органов, для предотвращения отторжения свиной почки у людей со смертью мозга. Введение антитела против С5-компонента системы комплемента на время предотвратило развитие тромботической микроангиопатии и мембраноатакующих комплексов. Полученные результаты — важный шаг к решению проблемы нехватки донорских почек.

Credit:
123rf.com

Несмотря на успешные опыты по ксенотрансплантации свиных почек нечеловекообразным приматам и людям с установленной гибелью мозга, науке все еще остается неизвестным оптимальный режим иммуносупрессии при пересадке свиных почек живым людям. Ранние исследования показали, что в повреждении ксенотрансплантатов важную роль играет система комплемента. Ученые из США обратились к известной и одобренной в транспланталогии схеме. Они использовали моноклональное антитело против С5-компонента — экулизумаб — для иммуносупрессии после ксенотрансплантации почек.

Троим мужчинам с установленной гибелью мозга (57, 65 и 53 года) удалили обе почки. Затем им пересадили свиные почки, экспрессировавшие два человеческих трансгена, ответственных за ингибирование классического пути активации системы комплемента. Все пациенты получали стандартную иммуносупрессивную индукционную терапию, включавшую метилпреднизолон, глобулины против тимоцитов и ритуксимаб (моноклональное антитело против CD20). Второй и третий пациенты дополнительно получали 1200 мг экулизумаба за 24 часа до операции и 900 мг через сутки после операции. Поддерживающая терапия состояла из такролимуса, микофенолата мофетила и преднизолона.

Через день после операции гистологическое исследование ксенотрансплантата первого пациента выявило признаки ранней тромботической микроангиопатии (ТМА), а также небольшое количество мембраноатакующего комплекса (МАК) в петлях капилляров. К третьему дню участки ТМА и МАК распространились. При этом содержание такролимуса в плазме было ниже терапевтического уровня (около 3 нг/мл при терапевтическом уровне 8–12 нг/мл). Регулярное измерение такролимуса необходимо для поддержания нужной концентрации препарата и защиты от отторжения и передозировки.

У второго пациента еще в нативной почке были обнаружены следы МАК, что говорит об активной работе системы комплемента до пересадки. Примечательно, что после операции участков ТМА и МАК зафиксировано не было. Уровень такролимуса был субтерапевтическим (4,5 нг/мл).

Третий пациент страдал хронической болезнью почек, поэтому на гистологии нативной почки авторы увидели атрофию канальцев и выраженный артериосклероз. Признаков ТМА обнаружено не было, но были следы МАК. После пересадки отложения МАК исчезли, но появились вновь на пятый и седьмой день на фоне субтерапевтической концентрации экулизумаба. Тромботическая микроангиопатия отсутствовала. Содержание такролимуса на протяжении всего эксперимента оставалось в рамках терапевтического уровня, но на седьмой день поднялось до 19,7 нг/мл.

Авторы подчеркивают, что следы ТМА не были обусловлены приемом такролимуса, его краткосрочное назначение оправдано. Активация системы комплемента — обычное явление при смерти мозга, что подтверждают обнаруженные участки МАК в нативных почках второго и третьего пациентов. Однако у первого пациента не было выявлено МАК в нативной почке, но после пересадки отложения МАК и ТМА резко прогрессировали. Таким образом, ингибирование С5-компонента дает преимущества в контроле врожденного иммунитета при ксенотрансплантации. Для определения долгосрочной эффективности этой схемы необходимы дополнительные исследования.

Печень свиньи с отредактированным геномом можно временно подключить человеку

Источник

Maggie E. Jones-Carr et al. C5 inhibition with eculizumab prevents thrombotic microangiopathy in a case series of pig-to-human kidney xenotransplantation. // Journal of Clinical Investigation 2024. January 25, 2024. DOI: 10.1172/JCI175996

Добавить в избранное