Высокий уровень белка NfL в крови может быть связан с риском неврологических нарушений после CAR-T-терапии

Лечение онкологических заболеваний генетически модифицированными Т-лимфоцитами (CAR-T-клетками) самого пациента показывает хорошие результаты, однако часто сопровождается побочными эффектами. Наиболее серьезные из них — тяжелые нарушения функций головного мозга. Американские исследователи обнаружили у пациентов с наибольшим риском психоневрологических нарушений повышенный уровень белка NfL (легких цепей нейрофиламента) еще до начала лечения. Возможно, этот белок станет биомаркером для оценки риска тяжелых осложнений.

МРТ головного мозга пациента, у которого развились нейротоксические побочные эффекты после терапии CAR-T-клетками. Красными стрелками показаны признаки инсульта.

OMAR BUTT

Одним из наиболее эффективных способов лечения онкологических заболеваний в настоящее время считается иммунотерапия генетически модифицированными Т-клетками, несущими химерный антигенный рецептор (CAR-T). Суть метода заключается в выделении из крови больного Т-лимфоцитов, их генетической модификации, направленной на «узнавание» опухоли, и введении обратно в организм в качестве противоопухолевого препарата.

CAR-T-клеточная терапия, с одной стороны, спасает жизни пациентов с некоторыми плохо излечимыми типами рака, с другой, вызывает тяжелые осложнения. В их числе такие опасные побочные эффекты, как синдром высвобождения цитокинов и синдром нейротоксичности, ассоциированной с иммунными эффекторными клетками (immune effector cell–associated neurotoxicity syndrome, ICANS). Развивается ICANS у 40–60% пациентов, проходящих CAR-T-клеточную терапию, при этом первые симптомы проявляются уже на 3–9 день после введения препарата. Иногда все заканчивается серьезными поражениями головного мозга — энцефалопатией, отеком мозга, а также летальным исходов. Очевидно, что избежать подобных осложнений помогло бы выявление риска развития ICANS у пациентов на ранних этапах иммунотерапии, а лучше — до ее начала.

Команда ученых в основном из Вашингтонского университета в Сент-Луисе проанализировала образцы крови 30 пациентов, страдающих В-клеточной лимфомой, до начала CAR-T-клеточную терапии, во время лимодеплеции (удаления собственных клеток, способных снижать активность CAR-T-лимфоцитов) и в течение 30 дней после введения препарата. У пациентов, у которых развился ICANS, обнаружен высокий уровень белка NfL (от англ. Neurofilament Light chain — легкая цепь нейрофиламента), причем не только во время и после лечения, но и до его начала. Авторы предполагают, что это связано с латентными нарушениями функциональности нейронов.

Белок NfL широко исследуется в качестве потенциального биомаркера болезней Паркинсона, Альцгеймера, инсульта и других нейродегенеративных заболеваний. Патофизиология ICANS до конца неясна. Ученые не могут объяснить и корреляцию между развитием ICANS и повышенным уровнем NfL. Очевидно, что необходимы дальнейшие исследования на более широкой выборке пациентов.

Butt O.H., et al. Assessment of Pretreatment and Posttreatment Evolution of Neurofilament Light Chain Levels in Patients Who Develop Immune Effector Cell–Associated Neurotoxicity Syndrome // JAMA Oncology. Published online September 01, 2022. DOI:10.1001/jamaoncol.2022.3738