Здоровый образ жизни может снизить риск рака щитовидной железы

Анализ, проведенный на данных UK Biobank, показал, что изменение образа жизни снижает риск рака щитовидной железы у пациентов с сильной генетической предрасположенностью к нему. В частности, на риск заболевания влияли физическая активность и вес.

romanzaiets | 123rf.com

Китайские ученые выяснили, как образ жизни влияет на риск рака щитовидной железы и может ли изменение привычек снизить этот риск для людей с генетической предрасположенностью к заболеванию. Они работали с данными участников UK Biobank. В исследование были включены 423 пациента с раком щитовидной железы и 264 533 индивида без него. Наблюдение за участниками продолжалось 10–12 лет, диагноз был поставлен в этот период.

Ученые провели последовательно два GWAS. Первый — на данных участников UK Biobank, второй — на данных трех когорт: UK Biobank, FinnGen Study и когорте жителей Италии. Они определили однонуклеотидные вариации, ассоциированные с раком щитовидной железы, и на их основе разработали индекс полигенного риска. Значения индекса классифицировали как «низкие», «средние» и «высокие». Стиль жизни оценивали по пяти параметрам: диета, физическая активность, вес, курение и потребление алкоголя. Каждому параметру присваивалось значение 0 или 1, где 1 соответствовала благоприятному поведению. После этого для каждого участника исследования рассчитывался средневзвешенный образ жизни с поправкой на пол. При анализе также учитывались уровень образования, профессиональная квалификация, доход семьи и репродуктивный статус (прием оральных контрацептивов, гормонозаместительная терапия, менопауза и т.д.).

Статистический анализ показал, что для индивидов с высоким индексом полигенного риска риск рака щитовидной железы был значительно выше, чем для индивидов с низкими значениями индекса (отношение рисков составило 2,25). В то же время риск рака повышал неблагоприятный образ жизни, а именно несклонность к физической активности, большой вес и курение. В более детальном анализе влияние курения не подтвердилось — вероятно, причиной этому стало слишком маленькое количество курильщиков среди участников исследования. Интересно, что для потребления алкоголя ассоциации были обратными, что может быть связано с воздействием спиртных напитков на метаболизм щитовидной железы. Ассоциаций между диетой и риском рака не было вообще.

Дальнейший анализ для групп, разделенных по значению индекса полигенного риска, показал, что ассоциации между неблагоприятным образом жизни и раком характерны для индивидов с высоким значением индекса (при высоком индексе и неблагоприятном образе жизни отношение рисков составило 4,89). В то же время благоприятный образ жизни в этой группе снижал риск рака.

Авторы отмечают, что в их работе впервые пять факторов образа жизни скомбинированы в одну переменную. Кроме того, они первыми оценили связь между генетическими факторами, образом жизни и раком щитовидной железы. Возможно, привычка к здоровому образу жизни может до некоторой степени компенсировать генетическую предрасположенность и снизить риск рака щитовидной железы.

Ученые обращают внимание и на ограничения исследования. К ним относятся отсутствие информации о семейной истории, воздействии радиации и приеме йода; недостаток данных о гистологическом типе рака и др. Переносить полученные данные на другие популяции следует с осторожностью.

Мутационный профиль влияет на выживаемость при раке щитовидной железы