Агонисты рецептора GLP-1 сильнее снижают риск связанного с ожирением рака, чем операции?
Ожирение и диабет второго типа — существенные факторы риска возникновения онкозаболеваний. Для операций по снижению веса описано влияние на риск возникновения рака, однако для агонистов рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1RA) эти взаимосвязи изучены хуже. Ученые из Израиля проанализировали данные 3178 пациентов, перенесших операцию по снижению веса, и такого же количества пациентов, получавших GLP-1RA. Хотя число случаев рака в обоих группах было сопоставимым (150 и 148), анализ с поправкой на уменьшение ИМТ, значительно более сильное в хирургической группе, показал, что GLP-1RA снижают риск развития рака на 41% более эффективно. Авторы отмечают необходимость дальнейших исследований.

Ассоциация ожирения с риском возникновения различных типов рака показана в большом количестве работ. В настоящее время ожирение рассматривается как существенный и предотвратимый фактор риска развития онкологических заболеваний наряду с диабетом второго типа (T2D). Предполагаемые механизмы связи ожирения с риском рака включают хроническое воспаление, гормональные нарушения, нарушение регуляции адипокинов и микробный дисбактериоз. Операции, направленные на снижение веса, и фармакотерапия агонистами рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1RA, аГПП-1), регулирующего секрецию инсулина, — широко распространенные методы лечения ожирения и T2D. При этом, если для хирургических методов показано снижение риска ассоциированного с ожирением рака (ORC) на 32–45%, то для GLP-1RA подобный эффект детально не описан, хотя отдельные работы на него и указывали. В новом исследовании ученые из Израиля показали, что GLP-1RA снижают риск ORC больше, чем хирургические вмешательства, если учитывать поправку на степень снижения веса.
Авторы использовали данные ведущей страховой организации Израиля Клалит, обслуживающей 52% населения страны. (PCR.NEWS не раз писал о том, как данные этой службы помогали оценивать эффективность мРНК-вакцины против коронавирусной инфекции.) В первую группу включили 3178 пациентов, перенесших операцию по снижению веса (рукавную гастропластику, гастрошунтирование или бандажирование желудка). Во вторую — 3178 пациентов, сопоставленных с пациентами первой группы по полу, возрасту, индексу массы тела (ИМТ) до лечения, времени после лечения и статусу курения; эти пациенты принимали GLP-1RA первого поколения (лираглутид, эксенатид, дулаглутид, ликсисенатид или комбинацию препаратов). В группе GLP-1RA 197 пациентов перенесли операцию по снижению веса в процессе наблюдения и были исключены из анализа. Медиана времени наблюдения составила 7,2 года с максимальным сроком 12,9 года.
За время наблюдения было зарегистрировано 298 случаев ORC — 150 в группе оперативного вмешательства и 148 в группе GLP-1RA. Однако между группами наблюдалось значительное различие в степени снижения веса — усредненное максимальное снижение 31,1% в группе операций против 12,9% в группе GLP-1RA. (Во второй группе уменьшение ИМТ и не было основным показанием к приему препаратов.) В то же время сама по себе степень снижения веса демонстрировала ассоциацию с риском возникновения ORC. Когда степень снижения веса включили в анализ в качестве кофактора, между влиянием GLP-1RA фармакотерапии и операций на риск ORC наблюдались значимые различия с отношением рисков 0,59.
Таким образом, прямое влияние GLP-1RA на риск возникновения связанного с ожирением рака на 41% сильнее, чем для операций по снижению веса, и это указывает на дополнительные пути воздействия, кроме непосредственно снижения ИМТ. Авторы отмечают необходимость дальнейших рандомизированных исследований с использованием GLP-1RA последних поколений.
Источник
Yael Wolff Sagy et al. Glucagon-like peptide-1 receptor agonists compared with bariatric metabolic surgery and the risk of obesity-related cancer: an observational, retrospective cohort study // eClinicalMedicine, 103213, published online May 11, 2025, DOI: 10.1016/j.eclinm.2025.103213