Эозинофилы ухудшают протекание ИППП при нематодной инфекции

Ученые показали на самках мышей, что герпесвирусная инфекция протекает тяжелее, если до ее приобретения произошло заражение нематодами. При нематодной инфекции в генитальный тракт рекрутируются эозинофилы, которые способствуют воспалению и образованию язв.

Credit:
David Bautista | 123rf.com

Высокая заболеваемость паразитарными нематодными инфекциями и инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), наблюдается в одних и тех же географических регионах. Как правило, это страны с низким и средним уровнем дохода. Заражение нематодами у женщин связано с изменениями иммунитета генитального тракта и нарушением репродуктивной функции, хотя сами нематоды не заселяют генитальный тракт. В новой работе ученые проверили, влияют ли нематодные инфекции на риск заражения ИППП и характер их протекания.

Для экспериментов использовали самок мышей. В качестве ИППП выбрали вирус генитального герпеса (HSV-2), так как эта инфекция широко распространена в человеческой популяции и ее частота особенно высока в регионах, эндемичных по гельминтозам.

Мышей заражали личинками нематоды Nippostrongylus brasiliensis (Nb) и оценивали иммунный ответ генитального тракта на 9-й и 21-й день после заражения. В качестве контроля использовались неинфицированные Nb мыши. Инфекция Nb приводила к повышению уровня эпителиального алармина IL-33, что свидетельствует о стрессе тканей. Кроме того, были повышены уровни цитокинов IL-4 и IL-5 — участников иммунного ответа второго типа. Еще одной характерной чертой Nb-инфекции было увеличение популяции эозинофилов в генитальном тракте и подвздошных лимфатических узлах. Анализ фенотипов эозинофилов показал, что популяция этих клеток привлекается в генитальном тракте после заражения мышей нематодами.

В следующем эксперименте ученые заражали мышей HSV-2 через 7 дней после введения личинок Nb. Патологические проявления герпесвирусной инфекции — воспаление и язвы — были гораздо серьезнее у мышей, зараженных Nb. Гистологический анализ снова выявил повышенное число эозинофилов у мышей, коинфицированных Nb и HSV-2, по сравнению с этим показателем для мышей, зараженных только вирусом герпеса. Авторы предположили, что тяжелые поражения генитального эпителия обусловлены именно эозинофилами. В пользу этого предположения говорило и повышение маркера рекрутинга и выживания эозинофилов CD49d и главного щелочного белка эозинофилов.

Как было сказано выше, нематодная инфекция ассоциирована с активацией иммунного ответа второго типа в генитальном тракте. Известно, что в привлечении эозинофилов участвует IL-5. Чтобы восстановить молекулярный механизм поражения эпителия при HSV-2 на фоне Nb, ученые провели ряд экспериментов, исключая те или иные компоненты сигнальных путей. Они показали, что иммунную ось запускает IL-33, который высвобождается при эпителиальном стрессе. Этот интерлейкин дает сигнал к выделению IL-5, что приводит к рекрутингу эозинофилов и ухудшению состояния мышей. При этом уменьшение количества эозинофилов с помощью антитела к их поверхностному рецептору Siglec-F выравнивало патологические картины у мышей, коинифицированных Nb и HSV-2, и мышей, зараженных только HSV-2. У мышей, получивших антитело, значительно снижались количество эозинофилов и уровень IL-33 в генитальном тракте.

Таким образом, ухудшение состояния при HSV-2 на фоне нематодной инфекции связано с повреждением тканей, индуцированным эозинофилами. По словам авторов, работа значительно приблизила понимание того, как инфекции, не связанные с женским генитальным трактом, могут влиять на патогенез значимых ИППП.

Источник

Alisha Chetty, et al. // Il4ra-independent vaginal eosinophil accumulation following helminth infection exacerbates epithelial ulcerative pathology of HSV-2 infection. // Cell Host Microbe, VOLUME 29, ISSUE 4, P579-593.E5, APRIL 14, 2021; DOI: 10.1016/j.chom.2021.02.004

Добавить в избранное