Фрагмент S-белка коронавируса — безопасная основа для вакцины

Ученые из США и Китая показали, что сыворотка крови крыс, иммунизированных рецептор-связывающим доменом S-белка SARS-CoV-2, эффективно нейтрализует псевдовирус SARS2-PV in vitro.

Chichinkin | Shutterstock.com

S-белок коронавируса, формирующий шипы на поверхности вириона, взаимодействует с рецептором ACE2 посредством специального рецептор-связывающего домена (англ. receptor binding domain, RBD). Недавнее исследование, препринт которого выложен в базу bioRxiv, показало, что один только RBD может вызывать сильный иммунный ответ у крыс.

Ученые экспрессировали RBD в человеческих клетках, очищали, конъюгировали с известным белком-носителем и вводили внутримышечно крысам вместе с адъювантом AS01, который сейчас используется как минимум в двух вакцинах. Затем у иммунизированных животных отбирали кровь и оценивали способность сыворотки нейтрализовать псевдовирус, несущий S-белок SARS-CoV-2 (SARS2-PV). Для сравнения ученые использовали сыворотку от неиммунизированных крыс, смешанную с мощным ингибитором проникновения SARS-CoV-2 в клетку — ACE2 в форме иммуноадгезина (ACE2-Ig). Было показано, что сыворотка крови крыс, иммунизированных RBD SARS-CoV-2, имеет такую же нейтрализующую силу, как и ACE2-Ig в концентрации 100 мкг/мл.

В этом отношении SARS-CoV-2 оказался близок к родственному вирусу SARS-CoV: ранее было продемонстрировано, что антитела к RBD SARS-CoV блокируют размножение вируса, так как не дают вирусным частицам заражать новые клетки.

Исследователи также решили проверить, не будут ли антитела к S-белку SARS-CoV-2 увеличивать эффективность заражения клеток. Дело в том, что в случае некоторых вирусов, таких как вирус Зика и вирус денге, введение антител к вирусным белкам вызывает эффект, известный как антитело-зависимое усиление (англ. antibody dependent enhancement), который только усугубляет течение инфекции. Как показали исследования на культурах клеток, крысиная антисыворотка, содержащая антитела к RBD, не увеличивала титр вируса.

Ученые считают, что RBD SARS-CoV-2 может лечь в основу эффективной и безопасной вакцины.

Brian D. Quinlan, et al. // The SARS-CoV-2 receptor-binding domain elicits a potent neutralizing response without antibody-dependent enhancement. // bioRxiv, 12 April 2020; DOI: 10.1101/2020.04.10.036418