Генная терапия тяжелого комбинированного иммунодефицита дала хорошие результаты

Небольшое клиническое исследование показало, что генная терапия может помочь новорожденным, у которых диагностирован Х-сцепленный тяжелый комбинированный иммунодефицит (X-SCID), известный как «болезнь мальчика в пузыре».

Изображение:
Helen Sushitskaya | Shutterstock.com

Тяжелый комбинированный иммунодефицит — редкое тяжелое наследственное заболевание, получившее известность благодаря истории «мальчика в пузыре», Дэвида Веттера, который сразу после рождения был помещен в стерильную среду и прожил в ней 12 лет. Самая распространенная форма этого заболевания — сцепленный с Х-хромосомой иммунодефицит (X-SCID); его причина — мутация в гене субъединицы гамма рецептора интерлейкина-2 (IL2RG). Дети с такой мутацией крайне восприимчивы к инфекциям и без лечения обычно умирают в первые годы жизни. Им делают трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток от братьев, сестер или родителей, однако даже если удается найти подходящего донора, трансплантация сопряжена с множеством осложнений. И даже если не случится такого несчастья, как с Дэвидом (ему пересадили костный мозг родной сестры и при этом инфицировали онкогенным вирусом Эпштейна — Барр), многие пациенты остаются на пожизненном лечении. Для подобного заболевания считается оправданным применение генной терапии: оно опасно для жизни, и эффективное лечение другими методами доступно не всем.

Промежуточные результаты очередной экспериментальной генной терапии опубликованы в New England Journal of Medicine. Терапию разработали в Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний NIH (NIAID) и Детской исследовательской больнице Св. Иуды в Мемфисе (Теннесси). В испытаниях участвовали восемь детей в возрасте от 2 до 14 месяцев, которым недавно был поставлен диагноз X-SCID и для которых не удалось найти генетически совместимого донора.

Генная терапия производилась ex vivo (вне организма). Из костного мозга пациента получали стволовые клетки, и специально сконструированный лентивирус — вектор для переноски генетического материала — доставлял в них немутантную копию гена IL2RG. Затем модифицированные клетки снова вводили ребенку, при этом ему назначали в небольших дозах бусульфан, препарат для химиотерапии, чтобы помочь клеткам прижиться в костном мозге.

В течение трех-четырех месяцев после генной терапии у семи из восьми детей наблюдалось нормальное количество иммунных клеток различных типов, включая Т-клетки, В-клетки и естественные киллеры (NK). У восьмого участника сначала было мало Т-клеток, но их количество значительно увеличилось после того, как модифицированные клетки ввели повторно. Вирусные и бактериальные инфекции, которые были у детей до начала лечения, впоследствии прошли. Серьезных осложнений не отмечено, хотя у некоторых детей проявились ожидаемые побочные эффекты, например, сниженное количество тромбоцитов после химиотерапии. Детей наблюдали более года после терапии, у них существенно улучшилась функция иммунной системы, и в целом они развиваются нормально.

«Эти захватывающие новые результаты показывают, что генная терапия может быть эффективным вариантом лечения для детей с этим чрезвычайно серьезным заболеванием, особенно для тех, у кого нет оптимального донора для трансплантации стволовых клеток. Это достижение дает им надежду на развитие полностью функциональной иммунной системы и шанс жить полноценной здоровой жизнью», — говорит Энтони Фаучи, директор NIAID.

Аналогичную терапию также испытывают на детях старшего возраста и молодых людях, в том числе тех, кому ранее проводили трансплантацию донорских клеток.

По сравнению с ранее опробованными стратегиями генной терапии для X-SCID, использующими другие векторы и схемы химиотерапии, нынешний подход представляется более безопасным и эффективным. В других исследованиях у пациентов восстанавливалась функция Т-клеток, но функция В-клеток и NK — не полностью. В текущем исследовании четырем детям отменили внутривенное введение иммуноглобулинов для получения иммунитета. У трех из этих четырех развился иммунный ответ на плановые вакцины, а это означает, что В-клетки функционируют нормально. Кроме того, лентивирусный вектор, использованный в новом исследовании, более безопасен.

Исследователи продолжают следить за младенцами, чтобы оценить длительность восстановления иммунитета и долгосрочные побочные эффекты. Предполагается, что в дальнейших исследованиях будет участвовать большее число пациентов различного возраста.

Источники

E Mamcarz et al. // Lentiviral gene therapy with low dose busulfan for infants with X-SCID. // The New England Journal of Medicine, April 17, 2019; DOI: 10.1056/NEJMoa1815408

Цитата по пресс-релизу

Добавить в избранное