Геномные аномалии, вызывающие умственную отсталость, выявляет анализ слюны

Диагностику генетических причин умственной отсталости выполняют с помощью хромосомных SNP-микрочипов. Исследователи из Австралии проверили, можно ли использовать для такого анализа слюну. Оказалось, что у пациентов с синдромальной умственной отсталостью тестирование слюны имеет более высокую диагностическую ценность по сравнению с кровью.

Умственная отсталость — одно из самых распространенных инвалидизирующих заболеваний в мире. Среди возможных генетических причин — хромосомные аномалии (анеуплоидии, делеции, дупликации), нарушающие дозовый баланс генов или геномный импринтинг, а также дисфункции отдельных генов. В последнее десятилетие классический анализ кариотипа в диагностике когнитивных нарушений заменяется «молекулярным кариотипированием» — технологией хромосомных SNP-микрочипов (CMA), которая позволяет выявлять скрытые хромосомные аномалии и патогенные вариации числа копий (CNV). Этот метод требует высокого качества ДНК; обычно используются образцы крови, амниотической жидкости, буккальные мазки (с внутренней стороны щеки).

В настоящее время для генетических и негенетических анализов часто используется слюна, так как это экономически целесообразно, удобно для пациента и медработника. В слюне содержатся разные типы клеток, в частности, фибробласты и клетки буккального эпителия, которые хорошо подходят для анализа наличия мозаицизма при анеуплоидии или CNV. Авторы статьи в журнале European Journal of Human Genetics сравнили эффективность технологии SNP-микрочипов на образцах слюны и крови. Основной целью было обнаружение CNV у пациентов с умственной отсталостью.

Сравнивались результаты геномного тестирования на хромосомных SNP-микрочипах у 370 человек (224 имели синдромальную умственную отсталость, а 146 — изолированную). Для немозаичных вариантов образцы крови и слюны показали одинаковые результаты. У 20 человек в слюне была обнаружена мозаичная патогенная аномалия, не найденная в образцах крови. Такой результат был только в группе с синдромальной умственной отсталостью. Авторы подчеркивают, что средний уровень мозаицизма в образцах слюны варьировал от 5 до 40% (медиана 27,5%).

В семи случаях авторы дополнительно получили образцы буккального соскоба, фибробластов или ткани органов. Уровень мозаицизма в этих образцах был выше, чем в слюне. Авторы связывают это с тем, что в слюне много клеток гемопоэтического происхождения.

Таким образом, анализ слюны имеет высокую диагностическую ценность для выявления мозаицизма при синдромальной умственной отсталости, более того — она может быть выше, чем у анализа крови. Авторы предлагают выполнять анализ слюны или буккального эпителия в качестве теста первого уровня у лиц с синдромальной умственной отсталостью.

Francis, D.I., et al. Comparing saliva and blood for the detection of mosaic genomic abnormalities that cause syndromic intellectual disability. // European Journal of Human Genetics (2022). DOI: 10.1038/s41431-022-01232-5