Хакерские атаки на проект «100 000 геномов» в Великобритании

Неделю назад было объявлено о том, что цель проекта «100 000 геномов» достигнута. Данные проекта сейчас хранятся на военных серверах в связи с хакерскими атаками.

vectorfusionart | Shutterstock.com

В Великобритании завершено секвенирование 100 000 полных геномов человека. О запуске этого крупнейшего национального проекта по секвенированию объявил в декабре 2012 года Дэвид Кэмерон, в то время премьер-министр Великобритании. Для его реализации правительством была создана компания Genomics England. Конечной целью было секвенирование 100 000 полных геномов людей с редкими заболеваниями, их семей и пациентов с некоторыми видами рака для улучшения диагностики и методов лечения. В проекте участвовало 85 000 человек, однако геномов получилось 100 000, так как у онкобольных секвенировали и собирали три генома: здоровых клеток, раковых клеток и клеток крови. Для проекта «100 000 геномов» Национальная служба здравоохранения Великобритании создала 13 центров геномной медицины, современный центр секвенирования и автоматизированную аналитическую платформа для сборки и анализа геномов. Сейчас серверы этих центров пусты.

Данные пришлось переносить на серверы военной базы после нескольких хакерских атак. Теоретически геномные данные — например, о мутациях, ассоциированных с заболеваниями — можно использовать для дискриминации или шантажа. Представители компании Genomics England.сэр Джон Чисхолм заявил, что они отразили множество кибератак и что это можно назвать обычным явлением. Однако данные обезличены, поэтому их нельзя связать с конкретными людьми, исследователи работают с геномными данными в специальной защищенной контролируемой среде, и ни одна из атак не привела к сбоям в Genomics England.

Это не первая атака на данные Национальной службы здравоохранения Великобритании. В 2017 году быстро распространяемая вредоносная программа с требованием выкупа WannaCry 2.0 начала атаку на больницы по всей Великобритании, а затем распространилась по всему миру. По расчетам ущерб составил не менее 92 миллионов фунтов стерлингов (около 117 миллионов долларов).