Лекарство от панкреатита проходит испытания эффективности против COVID-19

В Дании начались клинические испытания камостата (сamostat mesylate) — препарата, который in vitro предотвращает проникновение вирионов SARS-CoV-2 в клетки легких. Камостат блокирует сериновую протеазу человека TMPRSS2, необходимую для прайминга S-белка вируса.

Больница Орхусского университета.

Credit: ricochet64 | Shutterstock.com

Статья в Cell, описывающая возможное воздействие камостата на процесс проникновения SARS-CoV-2 в клетки легких, была опубликована в начале марта 2020 года, а уже 4 апреля в Дании стартовали клинические испытания эффективности этого препарата против коронавирусной инфекции. Камостат одобрен для лечения панкреатита в Японии и Южной Корее, поэтому данных о безопасности лекарства было достаточно для быстрого запуска новых исследований.

Авторы работы, опубликованной в Cell, изучали влияние камостата на размножение SARS-CoV-2 в культуре клеток легких. Они продемонстрировали, что камостат предотвращает проникновение вируса в клетку, ингибируя клеточный фермент — сериновую протеазу TMPRSS22, необходимую для прайминга S-белка. Функции TMPRSS22 в нормальных условиях неизвестны. Нокаут соответствующего гена у мышей не приводит к существенным нарушениям.

В новом клиническом исследовании, развернутом на базе Орхусского университета, примут участие 180 пациентов, госпитализированных с диагнозом COVID-19. Пациенты будут получать 100 мг камостата либо плацебо три раза в день на протяжении пяти дней. Такое количество препарата соответствует максимальной дозе, одобренной в Японии для лечения панкреатита. Во время курса камостата и в течение месяца после его окончания будет проводиться тщательный мониторинг состояния пациентов. Исследователи, руководящие испытанием, надеются, что камостат сможет добраться до клеток легких.

Kai Kupfershmidt. // These drugs don’t target the coronavirus—they target us. // Science News, 2 April 2020; DOI: 10.1126/science.abc0405