Найден потенциальный биомаркер аллергии на арахис

У 19 человек с аллергией на арахис исследователи выявили обилие иммуноглобулина E (IgE) в кишечнике и желудке. При этом у разных людей тяжелые цепи IgE имели общие последовательности, что может быть использовано как биомаркер аллергии.

SOMMAI | Shutterstock.com

Реакции гиперчувствительности на распространенные пищевые аллергены опосредованы специфическим связыванием антител — иммуноглобулинов E (IgE) с белками пищи и с рецепторами на поверхности тучных клеток тканей и базофилов крови. Группа американских исследователей обнаружила, что IgE образуются в основном в тканях кишечника и желудка, а кроме того, последовательности IgE у разных людей имеют общие участки.

Антитела млекопитающих состоят из четырех полипептидных цепей — двух идентичных тяжелых и двух идентичных легких. Клетки B-лимфоцитов могут продуцировать несколько различных изотипов антител (IgM, IgD, IgG, IgA и IgE). В B-клетках также происходит смена изотипа антител в результате процесса рекомбинации с переключением класса (class switch recombination, CSR). От того, какой изотип связывается с антигеном, зависит развитие аллергической реакции.

Чтобы понять происхождение IgE в организме, ученые методами высокопроизводительного секвенирования анализировали транскрипты тяжелой цепи иммуноглобулинов в биоптатах тканей пищеварительного тракта у 19 пациентов с аллергией на арахис. Исследователи выявили большое количество IgE-продуцирующих клеток в желудке и двенадцатиперстной кишке. Более того, появилось подтверждение тому, что В-клетки могут переключать производство безвредных типов антител на IgE непосредственно в кишечнике. Исследователи считают, что регуляция процесса CSR может быть перспективным подходом для лечения аллергических реакций.

Ученые также обнаружили, что последовательности ДНК, кодирующие тяжелые цепи IgE, имеют схожие участки у разных людей с аллергией на арахис. Не исключено, что в ходе дальнейших исследований будут выявлены наборы антител IgE, специфичных для определенных аллергий, что позволит легче диагностировать болезнь и отслеживать ответ пациента на лечение. Кроме того, необходимо изучить особенности кишечника, способствующие переключению изотипа антител на IgE, и изменение продукции данного иммуноглобулина после пероральной иммунотерапии.

Hoh Ramona A., et al.// Origins and clonal convergence of gastrointestinal IgE+ B cells in human peanut allergy.// Science Immunology, 2020; DOI: 10.1126/sciimmunol.aay4209