Нейтрализующие антитела к коронавирусу успешно протестировали на хомячках

Используя B-клетки доноров, переболевших COVID-19, ученые выделили нейтрализующие антитела к SARS-CoV-2 и проверили их терапевтическое действие на животной модели.

Olena Kurashova | Shutterstock.com

Нейтрализующие антитела к возбудителю инфекционного заболевания могут стать основой профилактических и терапевтических стратегий, в том числе и в случае новых возбудителей. Так, нейтрализующие антитела к эболавирусу эффективно блокировали проявление симптомов у модельных макак, даже если вводились на поздней стадии инфекции. Авторы новой работы считают, что такой подход может быть эффективен и для COVID-19. Они получали высокоэффективные нейтрализующие антитела к SARS-CoV-2 и проверяли их защитные свойства на сирийских хомячках ( считается, что сирийские хомячки хорошо подходят для моделирования COVID-19).

Для начала ученые проверили нейтрализующую активность сыворотки крови от 22 доноров, переболевших COVID-19, по отношению к SARS-CoV-2 (использовался псевдотипированный вирус мышиной лейкемии). По итогам этого анализа были отобраны три донора. Из их крови ученые выделили единичные B-клетки памяти, специфичные к коронавирусу, амплифицировали гены, отвечающие за тяжелые и легкие цепи антител, и клонировали их, используя высокопроизводительную экспрессионную систему, позволяющую получить и охарактеризовать антитела в срок менее двух недель.

Ученые провели скрининг более 1 000 моноклональных антител, специфичных к коронавирусным антигенам. Наиболее сильной нейтрализующей способностью обладали антитела к одному из эпитопов рецепторсвязывающего домена (RBD) SARS-CoV-2. Для дальнейшей проверки были выбраны два антитела: к RBD и к S-белку.

Потеря веса у хомячков, инфицированных SARS-CoV-2 и получивших нейтрализующие антитела в высокой дозировке (0,9 мг на килограмм веса и выше), была почти вдвое меньше, чем у контрольной группы. Низкая концентрация антител оказалась менее эффективной. Вирусная нагрузка в легочных тканях животных также была тем ниже, чем большую дозу антител они получили.

Ученые отмечают, что на весь эксперимент, начиная от набора доноров до тестирования на животной модели, ушло менее семи недель. Поиск доноров происходил параллельно с разработкой анализа нейтрализующей активности сыворотки. Таким образом, предложен быстрый метод получения нейтрализующих антител к новому патогену.

Rogers T.F., et al. // Rapid isolation of potent SARS-CoV-2 neutralizing antibodies and protection in a small animal model. // bioRxiv, May 11, 2020; DOI: 10.1101/2020.05.11.088674