Новый биомаркер заражения SARS-CoV-2

Ученые из Франции изучили экспрессию моноцитарного белка CD169 в образцах пациентов с подозрением на COVID-19 и пришли к выводу, что он может служить одним из маркеров заражения SARS- CoV-2. Результаты работы размещены в виде препринта на платформе MedRxiv.

Kateryna Kon | 123rf.com

Антивирусный иммунный ответ, особенно важный на ранних этапах заражения SARS-CoV-2, регулируется при участии интерферонов типа I (interferon type I, IFN-I). Белок CD169, также известный как Siglec-1, в небольших количествах присутствует на поверхности моноцитов, но в ответ на воздействие IFN-I и при вирусной инфекции его уровень существенно возрастает.

Исследователи из Франции предположили, что высокий уровень CD169 будет наблюдаться у больных COVID-19. Чтобы проверить это предположение, они измерили уровень CD169, экспрессируемого моноцитами (mCD169) в группе из 53 пациентов, поступивших в клинику Монпелье с подозрением на COVID-19. Для участия в исследовании случайным образом были отобраны 53 человека из 162 пациентов, поступивших в больницу с 15 Марта по 20 апреля 2020 года. У этих пациентов провели тестирование стандартными методами на присутствие РНК нового коронавируса, и у 32 из них результаты анализа показали присутствие вирусной РНК, а у 21 — отсутствие. Из этих 32 пациентов у 30 уровень mCD169 был существенно повышен (93.7%), в то время как среди 21 пациентов без коронавирусной инфекции он был повышен только у 3 (14.3%).

Экспрессия mCD169 коррелировала с количеством вирусной РНК: чем больше РНК было обнаружено, тем больше молекул mCD169 экспрессировалось в клетках. Там не менее, исследователи не обнаружили разницы в уровне mCD169 в группах пациентов, у которых COVID-19 протекал в средней форме тяжести, с теми, кому потребовалось оказание интенсивной терапии, и пациентами, которые скончались несмотря на лечение. Уровень mCD169 коррелировал с уровнем интерферона альфа в плазме крови и с тромбоцитопенией, но не с концентрацией С-реактивного белка, лимфопенией или количеством нейтрофилов.

ROC-анализ провели для того, чтобы определить, можно ли использовать mCD169 как биомаркер COVID-19. Анализ показал, что чувствительность этого биомаркера примерно та же, что и у биомаркера уровня С-реактивного белка.

Еще один биомаркер воспаления и вирусной инфекции — это высокий уровень экспрессии молекулы CD38bright на CD8+ T-лимфоцитах. В этом исследовании CD38bright также был повышен на CD8+ T-клетках среди людей, зараженных SARS-CoV-2, хотя не у всех — у 11 из них этот уровень оставался в норме.

Исследователи заключают, что уровень mCD169 можно использовать наряду с другими клиническими показателями на начальных этапах диагностики COVID-19, когда неизвестны результаты ПЦР-анализа, но необходимо принять предварительное решение о том, как поступать с пациентом.

Anne-Sophie Bedin et al. / Monocyte CD169 expression as a biomarker in the early diagnosis of COVID-19 / MedRxiv. June 29, 2020. DOI: 10.1101/2020.06.28.20141556