Ограничение калорий замедляет скорость старения

Американские исследователи опубликовали результаты фазы 2 клинического испытания CALERIE. В течение двух лет 145 человек ограничивали потребление калорий на 25%, после чего авторы на основе метилирования ДНК оценивали их биологическое старение. Алгоритмы PhenoAge и GrimAge не выявили изменений, но показатель DunedinPACE, отражающий скорость старения, снизился на 2–3%. Теоретически, это уменьшит риск смерти на 10–15%; такого же эффекта можно добиться, бросив курить.

Ограничение калорий изменяет молекулярные процессы, ассоциированные со старением, такие как метилирование ДНК. Оно продляет жизнь многим видам, но до сих пор не установлено точно, включает ли этот список человека. Польза ограничения калорий была показана только в небольших неконтролируемых исследованиях. В новой работе американские исследователи предоставили результаты фазы 2 клинического испытания CALERIE (Comprehensive Assessment of Long-term Effects of Reducing Intake of Energy), в ходе которого 145 взрослых здоровых человек без ожирения ограничивали потребление калорий на 25% в течение двух лет. Семьдесят пять участников из контрольной группы ели столько, сколько хотели.

У 197 участников оценили метилирования ДНК крови по крайней мере дважды — один раз до вмешательства, другой раз после. Исследователи стремились к тому, чтобы измерить метилирование ДНК трижды — до вмешательства, через 12 и 24 месяца. На основе метилирования ДНК оценивали биологическое старение, используя опубликованные алгоритмы PhenoAge, GrimAge и DunedinPACE.

Как и ожидалось, PhenoAge и GrimAge увеличивались со временем. Анализ показал, что изменения этих показателей не различались в группе с ограничением калорий и в контрольной группе. Тем не менее, ограничение калорий снижало DunedinPACE, отражающий скорость старения участников (изменение биологического возраста на хронологический год). Эффект был показан через 12 и 24 месяца. Скорость старения снижалась на 2–3%. У некоторых участников этот показатель был значительно выше, но у некоторых скорость старения увеличилась. Авторы показали, что эффект зависел от того, насколько участникам удалось ограничить калории. Результат не зависел от пола.

За участниками не наблюдали дольше тех двух лет, что заняло испытание. То есть авторам неизвестно, снизили ли изменения в DunedinPACE смертность или морбидность. В ранних исследованиях было показано, что люди с более медленным DunedinPACE имеют лучшие показатели здоровья в долгосрочной перспективе. В этом случае снижение скорости старения на 2–3% может означать снижение риска смерти на 10–15%, такого же эффекта можно добиться, бросив курить.

Авторы признают ограничения исследования, такие как отсутствие золотого стандарта определения биологического возраста. Не все участники ограничивали калории настолько, насколько требовалось. В контрольной группе также были люди, которые снизили потребление калорий. Тем не менее участники в экспериментальной группе сбросили вес, улучшили кардиометаболическое здоровье и замедлили физиологические изменения, ассоциированные с возрастом.

Хотя эффект был небольшим, авторы подчеркивают, что даже небольшое замедление скорости старения может иметь значительные последствия для здоровья. Будущие испытания, по их мнению, сосредоточатся на менее интенсивном вмешательстве, таком как периодическое голодание.

Ночное питание продлевает жизнь мышей