Охарактеризованы молекулярные особенности синхронного множественного первичного колоректального рака

Ученые из Китая описали молекулярные характеристики синхронного множественного первичного колоректального рака. Они показали большую долю новообразований, характеризующихся нарушениями репарации ошибочно спаренных нуклеотидов (MMR) и нестабильностью микросателлитов (MSI) по сравнению с одиночным первичным колоректальным раком. Ученые указывают на необходимость тестирования MMR и MSI каждой опухоли при диагностике sMPCC.

Синхронный множественный первичный колоректальный рак (sMPCC) — редкий подтип колоректального рака (CRC), характеризующийся одновременным возникновением двух или более независимых первичных опухолей. sMPCC составляет от 1% до 8% всех случаев CRC в зависимости от региона, при этом частота возникновения sMPCC в Китае стабильно растет с начала XXI века. Китайские ученые провели молекулярное исследование пациентов с sMPCC и описали особенности подтипа в сравнении с одиночным первичным колоректальным раком (SPCRC).

В исследование вошли образцы от 13 276 пациентов с CRC, у 239 из которых диагностировали sMPCC. Исследование с применением NGS провели на образцах от 78 пациентов с sMPCC и 94 пациентов с SPCRC, остальные образцы были исследованы при помощи иммунохимического анализа.

Первым делом ученые проанализировали образцы sMPCC на стандартные молекулярные маркеры колоректального рака — нормальную (pMMR) или нарушенную (dMMR) репарацию ошибочно спаренных нуклеотидов и высокую (MMS) или низкую (MSI-H) стабильность микросателлитов. Данные характеристики представляют собой рутинные тесты для колоректального рака, так как влияют на эффективность различных методов лечения, включая иммунотерапию.

Большинство образцов sMPCC были охарактеризованы как pMMR (79,1%) и MMS (78,2%). При этом наблюдалась высокая корреляция между статусом MMR и стабильностью микросателлитов (dMMR/MSI-H и pMMR/MSS соответственно). Данные показатели не демонстрировали значимой корреляции с клиническими характеристиками, такими как пол, возраст, стадия заболевания и т.д.

Тем не менее среди пациентов с sMPCC было значительно больше новообразований, охарактеризованных как dMMR/MSI-H по сравнению с пациентами с SPCRC.

Ученые также описали гены, наиболее часто несущие мутации у пациентов с sMPCC и SPCRC, а также проанализировали десять сигнальных путей, которые могут оказывать влияние на выбор терапии. Ученые обнаружили, что сигнальный путь RTK-RAS, контролирующий рост клеток, их дифференцировку и выживание, нес наибольшее количество изменений во всех группах.

Далее авторы изучили количество патогенных вариантов зародышевой линии. Оказалось, что 25 из 78 (19,2%) пациентов с sMPCC несли патогенные или вероятно патогенные варианты. Сопоставимая встречаемость патогенных вариантов наблюдалась у пациентов с SPCRC. Ученые также выявили корреляцию семейной истории раковых заболеваний с наличием патогенных вариантов.

Исследователи изучили общую мутационную нагрузку (TMB) опухолей. Среди пациентов с sMPCC MSI-H группа показала значительно большие медианные значения TMB по сравнению с MSS пациентами (55,6 против 4,2 мутаций на мегабазу соответственно). При установке границы высокой TMB (TMB-H) в десять мутаций на мегабазу, все опухоли с TMB-H были охарактеризованы как MSI-H. Ученые не обнаружили значимых различий в TMB между группами sMPCC и SPCRC.

Наконец, авторы оценили различия в уровне выживаемости между различными вариантами sMPCC. У пациентов с pMMR наблюдались более высокие медианные значения общей выживаемости и выживаемости без прогрессии, чем у пациентов с dMMR (103,7 против 95,7 месяцев и 103,3 против 95,2 месяцев соответственно). Данные различия не являются статистически значимыми, однако ученые обращают внимание на очевидное наличие тренда. Похожий тренд наблюдался и для MSI статуса, где MSS группа показывала меньшие медианные значения выживаемости по сравнению с MSI-H группой.

Таким образом, ученые впервые представили молекулярную характеристику sMPCC рака на сравнительно большой выборке пациентов. Авторы отмечают, что полученные результаты указывают на необходимость тестирования MMR/MSI статуса для каждого отдельного новообразования у пациентов, у которых диагностировали sMPCC.

Нарушения циркадных часов могут способствовать развитию колоректального рака