Определили прогностические маркеры смертности от COVID-19

Международная группа ученых анализировала прогностические маркеры, ассоциированные со смертностью в течение 28 дней после поступления в отделении реанимации и интенсивной терапии из-за COVID-19. Помимо возраста, наибольшей предсказательной силой обладали присутствие РНК SARS-CoV-2 в сыворотке или плазме крови, а также уровни лектина, связывающего маннозу, и пентраксина 3.

sudok1 | 123rf.com

Предсказать течение заболевания у пациентов с COVID-19, находящихся в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), очень трудно. Уже ясно, что традиционные системы классификации тяжести заболевания, такие как APACHE II или SOFA, в этом случае не работают. Международная группа ученых определила маркеры, которые ассоциированы со смертностью в течение 28 дней после поступления в ОРИТ.

Исследователи проанализировали образцы крови пациентов, находящихся в ОРИТ с COVID-19 (n = 123) или сепсисом (n = 25), а также здоровых контролей (n = 30) и больных COVID-19, не попавших в ОРИТ. Для сравнения образцов применяли машинное обучение. К факторам риска смертности авторы исследования отнесли внеклеточную вирусную РНК в сыворотке или плазме крови. Этот маркер детектировали у 56% умерших пациентов, находившихся в ОРИТ с COVID-19, и у 13% выживших. Наличие вирусной РНК в крови было ассоциировано со смертностью в течение 28 дней после поступления в реанимацию.

Присутствие вирусной РНК в крови обладало предсказательной силой независимо он наличия вирусспецифических иммуноглобулинов или вируснейтрализующих антител. Последние в этой работе детектировали не с помощью традиционных реакций нейтрализации SARS-CoV-2 на пермиссивных культурах клеток, а с помощью так называемого суррогатного теста нейтрализации вируса, который оценивает ингибирование связывания S-белка SARS-CoV-2 c его основным рецептором ACE2 в присутствии исследуемых антител. Но если в крови присутствовала вирусная РНК, то уровень этих антител был ниже.

По крайней мере два активатора системы комплемента были ассоциированы со смертностью от COVID-19: лектин, связывающий маннозу, и пентраксин 3. Машинное обучение показало, что наибольшей предсказательной силой обладал одновременный анализ двух параметров: возраста и наличия вирусной РНК в крови или возраста и уровня пентраксина 3.

Gutmann, C. et al. // SARS-CoV-2 RNAemia and proteomic trajectories inform prognostication in COVID-19 patients admitted to intensive care. // Nature Communication 12, 3406 (2021), published online 07 June 2021, DOI: 10.1038/s41467-021-23494-1