Преэклампсию можно предсказать по внеклеточной РНК в плазме матери

Международная команда ученых проанализировала внеклеточную РНК из более чем 2 500 образцов плазмы крови беременных женщин и определила сигнатуру из семи генов, ассоциированную с преэклампсией. Модель, созданная на основе этой сигнатуры, учитывает состояние матери, плода и плаценты и предсказывает преэклампсию точнее, чем модели, основанные только на состоянии матери.

didesign021 | 123rf.com

Преэклампсия — относительно частое осложенение при беременности, связанное с дисфункцией эндотелия и повышением давления у матери. Преэклампсия повышает риски сердечно-сосудистых заболеваний у женщины не только во время самой беременности, но и в течение нескольких лет после родов, а потому важно научиться определять риск этого состояния как можно раньше.

Авторы работы, опубликованной в Nature, проверили, можно ли предсказать преэклампсию по внеклеточной РНК (cfRNA), содержащейся в плазме материнской крови. Они выделили и секвенировали cfRNA из 2 539 образцов плазмы, полученных от 1 840 женщин различного происхождения — участниц восьми проспективных когорт.

Сигнатура cfRNA динамически изменялась в зависимости от гестационного возраста. В транскриптах ученые идентифицировали наборы генов, связанные с беременностью и отражающие физиологические изменения в конкретных системах матери и плода, в том числе в плаценте. Они предположили, что патологические отклонения в работе систем проявятся и в сигнатурах cfRNA.

Предположение проверили на 72 случаях преэклампсии и 452 нормальных беременностях из двух когорт. Статистический анализ показал, что с преэклампсией ассоциированы семь генов: CLDN7, PAPPA2, SNORD14A, PLEKHH1, MAGEA10, TLE6 и FABP1. Функциональная связь четырех из семи генов (PAPPA2, CLDN7, TLE6 и FABP1) с преэклампсией и развитием плаценты была показана ранее. Для остальных трех генов эта связь была установлена биоинформатическими методами, но их функциональная значимость пока неясна.

Основываясь на полученных данных, ученые построили модель, которая предсказывает преэклампсию с чувствительностью 75% и положительной прогностической ценностью 32,3%. Показатели работы новой модели происходят таковые для моделей, учитывающих только состояние матери. Модель предсказала преэклампсию у 73% женщин, которым по медицинским показаниям пришлось родить раньше срока, за три месяца до первых симптомов или родов. Кроме того, модель, опирающаяся на cfRNA, работала независимо от клинических факторов, таких как индекс массы тела, возраст и происхождение матери. Авторы отмечают, что в исследованной выборке доля случаев преэклампсии была выше, чем в общемировой популяции (13,7% против 6–8%), а потому в реальных условиях положительная прогностическая ценность модели может быть ниже.

Более детальный анализ cfRNA показал, что транскрипционный сигнал преэклампсии не пересекается с сигналом хронической гипертензии и специфичен для гипертензии, обусловленной дисфункцией плаценты. Несмотря на сообщения о некоторых молекулярных путях, общих для преэклампсии и спонтанных преждевременных родов, ученые не выявили влияния на работу модели включения или исключения случаев последних.

Таким образом, авторы разработали самостоятельный предиктор преэклампсии, потенциально позволяющий определить это опасное состояние на ранней стадии беременности.

C риском преэклампсии также могут быть связаны общий уровень внеклеточной ДНК в крови женщины и транскриптомы клеток ее крови.

Morten Rasmussen, et al. RNA profiles reveal signatures of future health and disease in pregnancy. // Nature (2022). DOI: 10.1038/s41586-021-04249-w