Промежуточным хозяином коронавируса могла быть енотовидная собака

Исследователи из Института Фридриха Лёффлера в Германии продемонстрировали, что SARS-CoV-2 заражает енотовидных собак, которых в Китае и других странах активно разводят ради меха. Кроме того, вирус, выделенный из енотовидных собак, не накопил мутаций, а это может значить, что он уже адаптирован к ним. Статья опубликована на сервере препринтов bioRxiv.

Pawel Brzozowski | 123rf.com

Возбудитель пандемии SARS-CoV-2, очевидно, произошел от коронавирусов летучих мышей, но его промежуточные хозяева (если они были) достоверно еще не идентифицированы. На эту роль предлагали панголина; показано, что инфицированы вирусом могут быть многие хищные млекопитающие — кошачьи, хорьки, норки. В Западной Европе уже были случаи инфицирования норок на фермах; в нашей стране Россельхознадзор работает над вакциной COVID-19 для животных, в том числе пушных. Обсуждалась возможность передачи вируса SARS-CoV-2 человеку от пальмовых цивет Paradoxurus hermaphroditus (вероятных промежуточных хозяев SARS-CoV-1) или енотовидных собак Nyctereutes procyonoides. Последнюю версию поддерживал, в частности. известный немецкий вирусолог Кристиан Дростен.

Исследователи из Института Фридриха Лёффлера в Римсе, ведущего исследовательского центра по заболеваниям животных в Германии, продемонстрировали восприимчивость енотовидных собак к инфекции SARS-CoV-2 в экспериментальных условиях. Девяти животным закапывали в носы раствор, содержащий вирус. Шесть из девяти начали быстро и в больших количествах выделять вирус, у них также появились антитела к нему. При этом клинические признаки и патогистологические изменения были незначительными (выделения из носа). Еще на трех животных проверили возможность передачи от животного к животному; два из трех заразились. Таким образом, восприимчивость к вирусу енотовидных собак оказалась лишь немного ниже, чем у хорьков.

Секвенирование геномов SARS-CoV-2, выделенного из организмов животных, показало полную идентичность вирусу, использованному для заражения, то есть он не адаптировался к организму животного, возможно, потому, что уже был адаптирован. При этом в геномах вирусов, выделенных из других видов — хорьков, оленьих хомячков, — такие замены отмечены.

Все это позволяет предположить, что енотовидные собаки могли быть промежуточным хозяином вируса. Их разводят в зверохозяйствах как пушных зверей, причем больше всего — в Китае. Описаны случаи инфицирования енотовидных собак SARS-CoV-1 в природе; этот вирус распознает тот же клеточный рецептор, что и SARS-CoV-2.

В любом случае, заразились ли люди впервые от енотовидных собак или от других животных, енотовидные собаки могут стать потенциальным резервуаром SARS-CoV-2. Поэтому важно создать адекватные стратегии эпиднадзора и профилактики инфицирования людей от содержащихся в неволе и диких енотовидных собак, подчеркивают авторы.

Conrad Martin Freuling, et al. // Susceptibility of raccoon dogs for experimental SARS-CoV-2 infection // bioRxiv, 2020; DOI: 10.1101/2020.08.19.256800