Прототип мРНК-вакцины от ВИЧ опробовали на макаках

Ученые из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний совместно с коллегами создали и опробовали на макаках-резусах комплексную мРНК-вакцину от трех подтипов ВИЧ — A, B и С. Она включает в себя мРНК белков Env и Gag, которые при совместной экспрессии в клетке формируют вирусоподобные частицы. У вакцинированных макак риск заражения химерным вирусом иммунодефицита обезьян-человека снизился на 79%. Однако предложенный режим вакцинации включает десять последовательных доз и требует оптимизации.

Зараженная ВИЧ T-клетка

Credit: NIAID | Пресс-релиз

Несмотря на долгие годы исследований, до сих пор не существует вакцины от ВИЧ. Эффективность ранее предложенных вакцин не превышала 30% по результатам клинических испытаний, поэтому особые надежды возлагаются на новые подходы, такие как создание мРНК-вакцин. Эти вакцины собирают вирусоподобные частицы внутри клеток, что позволяет получить иммунный ответ на ту конформацию белков, которую они имеют в вирусных частицах. Дополнительное преимущество мРНК-вакцины перед белковой состоит в том, что белки, синтезированные в клетках человека, гликозилированы так же, как и вирусные белки. В настоящее время мРНК-вакцины используется для борьбы с COVID-19.

Ученые из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (США) совместно с коллегами из компании Moderna и других институтов создали мРНК-вакцину против ВИЧ. Для адаптации вакцины к последующему тестированию на макаках авторы использовали совместно мРНК Gag-белка из вируса иммунодефицита обезьяны (ВИО) и мРНК Env-белков из трех подтипов ВИЧ — A, B и С.

При котрансфекции мРНК Gag-белка и Env-белков в клетках HEK293T формируются вирусоподобные частицы. Количество «шипов» на таких частицах не меньше, чем на нативных вирусах. Эксперименты на мышах показали, что титр антител при совместном введении мРНК Env и Gag выше, чем при введении только мРНК Env.

Для иммунизации макак-резусов была предложена сложная схема из семи доз: в состав первых трех доз входили мРНК Gag-белка ВИО и мРНК Env-белка ВИЧ подтипа B, в состав следующих четырех доз — та же мРНК Gag-белка и мРНК Env-белков ВИЧ подтипов A и C. У одной из подгрупп иммунизируемых макак часть доз была заменена на белковую вакцину SOSIP, представляющую собой рекомбинантный белок Env. Кроме того, в ходе испытаний схема иммунизации была дополнена еще тремя дозами мРНК- и белковых вакцин.

Весь процесс вакцинации занял 59 недель. Были иммунизированы семь макак, столько же входило в контрольную группу. Антительный и T-клеточный ответы детектировали в обеих подгруппах вакцинированных макак, сила иммунного ответа значимо не отличалась, однако непосредственно после введения белковых вакцин наблюдалось временное повышение уровня антител у соответствующей подгруппы. Макаки хорошо переносили вакцинацию несмотря на высокую дозировку.

После завершения вакцинации макак заражали химерным вирусом иммунодефицита обезьян-человека AD8-EO интраректально; всего были проведены 13 последовательных попыток заражения с интервалом в неделю. Среди иммунизированных животных спустя 13 недель две макаки остались незараженными, в то время как все контрольные животные были заражены. Среднее время заражения составило три недели для контрольных животных и 8,1 недель для вакцинированных. Таким образом, риск заражения был снижен на 79% для вакцинированных животных.

В настоящее время авторы ведут работы по оптимизации вакцины. По их результатам станет понятно, можно ли использовать предложенный принцип для создания эффективной вакцины от ВИЧ для людей.

Zhang P., et al. A multiclade env–gag VLP mRNA vaccine elicits tier-2 HIV-1-neutralizing antibodies and reduces the risk of heterologous SHIV infection in macaques. // Nat Med, published 9 December 2021; DOI: 10.1038/s41591-021-01574-5