Проявления COVID-19 обусловлены генетическими факторами

Ученые использовали мобильное приложение и модель машинного обучения для изучения симптомов COVID-19 у близнецов. Они определили, какие проявления болезни имеют наследственную природу.

vedrana2701 | Shutterstock.com

Симптомы COVID-19 очень разнообразны. Британские ученые, разместившие на этой неделе препринт своей работы на medRxiv, пришли к выводу, что симптоматика коронавирусной инфекции зависит от генетических особенностей человека.

В прошлом месяце команда запустила приложение Covid-19 Symptom Tracker. Пользователей просили ежедневно сообщать о наличии или отсутствии симптомов, характерных для COVID-19. Приложением воспользовались около 2,7 млн. человек. По данным, которые предоставляли люди, модель машинного обучения тренировалась распознавать заболевание. Ученые также попросили установить приложение близнецов, которые прежде участвовали в проекте TwinsUK.

Ученые проанализировали информацию от 728 пар близнецов, не проживающих вместе, в том числе 537 монозиготных и 191 дизиготных пар. По словам исследователей, разнообразие симптомов внутри когорты сравнимо с разнообразием в популяции в целом. Сравнивая однояйцевых и разнояйцевых близнецов, исследователи обнаружили, что примерно половина различий в проявлениях COVID-19 обусловлена генетическими факторами. В частности, они установили, что лихорадка и делирий имеют наследуемость 41% и 49% соответственно, а аносмия (потеря обоняния) — 48%.

Напротив, хриплый голос, кашель, снижение аппетита, боль в груди и боль в животе определялись факторами окружающей среды.

Ученым еще предстоит выяснить, с какими именно генами связаны те или иные проявления болезни. В число кандидатов включен ген, кодирующий белок ACE2, с помощью которого SARS-CoV-2 проникает в клетку человека. В настоящее время проходит исследование, результаты которого покажут, влияет ли строение этого гена на течение болезни и симптомы.

Frances MK Williams, et. al // Self-reported symptoms of covid-19 including symptoms most predictive of SARS-CoV-2 infection, are heritable. // medRxiv, 2020.04.22.20072124; DOI: 10.1101/2020.04.22.20072124