Психические расстройства связаны с риском развития иммунных заболеваний
Ученые из Медицинской школы Йельского университета обнаружили, что психические расстройства связаны с риском развития иммунных заболеваний посредством вертикальной плейотропии (один фенотип оказывает прямое влияние на другой). В ходе исследования они выявили 44 генетически связанные пары психических и иммунных фенотипов, включая 31 положительную и 13 отрицательных ассоциаций.
Ранее в крупномасштабных исследованиях уже была показана связь иммунных нарушений с повышенным риском развития психических расстройств. Однако природа таких ассоциаций остается малоизученной, отчасти из-за возможного влияния других факторов. С помощью полногеномного поиска ассоциаций и анализа менделевской рандомизации ученые из Медицинской школы Йельского университета исследовали направленность связи между психическими и иммунными расстройствами, а также то, влияют ли на них какие-либо другие факторы.
Ученые обнаружили, что психические расстройства связаны с риском развития иммунных заболеваний посредством вертикальной плейотропии (один фенотип оказывает прямое влияние на другой). Для анализа они использовали сводную статистику полногеномных ассоциативных исследований из литературы и баз данных, сосредоточившись на 14 психических и 13 иммунных нарушениях, а также 15 факторах риска.
В ходе исследования было выявлено 44 генетически связанные пары психических и иммунных фенотипов. В общей сложности наблюдалась 31 положительная генетическая корреляция, связанная с такими иммунными нарушениями, как астма, болезнь Крона, гипотиреоз, язвенный колит и первичный билиарный холангит и такими психическими расстройствами, как депрессия, тревога и психозы. Также было обнаружено 13 отрицательных корреляций, например, между аллергическим ринитом, первичным склерозирующим холангитом, диабетом 1 типа и определенными психическими признаками.
С помощью двунаправленного анализа менделевской рандомизации дополнительно выделили семь ассоциаций. Среди них были связи синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с ревматоидным артритом, гипотиреоза с большим депрессивным расстройством и шизофрении с болезнью Крона. Некоторые связи, как отметили исследователи, были подвержены влиянию других факторов. Например, связь между СДВГ и ревматоидным артритом ослаблялась восемью другими факторами риска, такими как индекс массы тела и уровень образования.
Кроме того, исследователи обнаружили связь между большим депрессивным расстройством и астмой, что согласуется с предыдущими работами. Они предположили, что депрессия может привести к хроническому стрессу Т-хелперов, что будет способствовать развитию астмы. По словам авторов, связь между иммунными и психиатрическими расстройствами может быть поведенческой или обусловленной другими факторами.
Ученые также исследовали, какие генетические локусы были связаны с шестью ассоциациями, которые они обнаружили с помощью анализа менделевской рандомизации. Выяснилось, что локусы с психическо-иммунными ассоциациями чаще экспрессировались в тканях мозга.
Авторы подчеркивают, что, хотя выявленные ассоциации и являются направленными и имеют поведенческое происхождение, полностью исключать влияние неизмеренных или неадекватно скорректированных факторов риска и других источников систематических ошибок нельзя.
Источник
Tylee D.S., et al. An Atlas of genetic correlations and genetically informed associations linking psychiatric and immune-related phenotypes // JAMA Psychiatry, 2022; DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2022.0914