Развитию болезни Альцгеймера способствуют реактивные астроциты

Накопление бета-амилоида в головном мозге не всегда сопровождается симптомами болезни Альцгеймера. В новом исследовании показано, что решающим фактором может быть реактивность астроцитов: в группе людей, положительных по этому признаку, наблюдается корреляция между бета-амилоидной нагрузкой, фосфорилированием тау-белка и появлением агрегатов тау. Биомаркером реактивности астроцитов может служить белок GFAP в плазме крови.

Группа под руководством исследователей из Питтсбургского университета (США) установила, что к развитию симптомов болезни Альцгеймера приводит комбинация двух факторов: амилоидная нагрузка и аномальная активация астроцитов.

Болезнь Альцгеймера — нейродегенеративное заболевание, которое приводит к прогрессирующей потере памяти и слабоумию. Характерным морфологическим признаком этого заболевания является накопление в нейронах амилоидных бляшек (их основной компонент — бета-амилоид, или Aβ). Кроме того, в аксонах нейронов появляются филаменты и нейрофибриллярные клубки — агрегаты гиперфосфорилированного тау-белка. Ранее считалось, что накопление амилоидных бляшек — основная причина болезни Альцгеймера (подробнее об этом в статье «Разбор амилоидных агрегатов»). Однако накопление амилоида в мозге не всегда приводит к развитию таупатии и симптоматики (а вот агрегаты тау-белка тесно связаны с когнитивными нарушениями). Следовательно, патологические процессы провоцируются другими факторами, помимо накопления бета-амилоида в ткани мозга. Новое исследование говорит о том, что таким фактором может быть активация астроцитов.

Астроциты — вспомогательные клетки нервной ткани, выполняющие опорную, трофическую, секреторную, иммунореактивную и другие функции. Данные, полученные in vitro, свидетельствуют о том, что реактивные астроциты способствуют патологическому фосфорилированию тау, индуцированному бета-амилоидом. С другой стороны, клинические исследования показывают, что повышение в плазме крови концентрации глиального фибриллярного кислого белка (GFAP, Glial Fibrillary Acidic Protein) коррелирует с реактивацией астроцитов у когнитивно сохранных людей, имеющих патофизиологические признаки болезни Альцгеймера.

Чтобы проверить, как влияет реактивность астроцитов на связь Aβ с фосфорилированием, авторы работы проанализировали данные 1016 пожилых людей с сохранным интеллектом (средний возраст 69 лет). Участников разделили на две группы, с реактивностью астроцитов и без нее, по уровню GFAP. Также у них с помощью высокочувствительных методов иммуноанализа определяли уровни Aβ и фосфорилированных форм тау в плазме крови. Накопление агрегатов Aβ и тау в мозге исследовали методами плазменной или позитронно-эмиссионной томографии.

Интересно, что две группы не различались по уровням Aβ, однако нагрузка Aβ была ассоциирована с повышенным фосфорилированием тау-белка в плазме только у лиц с реактивностью астроцитов. У мужчин эффект был более выраженным. Как показали результаты ПЭТ, реактивность астроцитов также влияла на накопление тау-клубков. Только в группе с высокой реактивностью Aβ и тау накапливались в одних и тех же областях мозга, и скорость накопления тау в этой группе была выше (по данным наблюдения 71 пациента средней продолжительностью 2,3 года)

Полученные результаты говорят о том, что реактивность астроцитов — важный фактор развития болезни Альцгеймера, связывающий Aβ с патологией тау. Этот факт важен для досимптоматического определения болезни, которое поможет в отборе кандидатов для клинических испытаний лекарственных препаратов, а также позволит своевременно начать терапию лиц с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.

Анализ крови выявляет болезнь Альцгеймера на ранней стадии

Биомаркер крови p-tau217 позволит оценить эффективность терапии болезни Альцгеймера

Источник

Bellaver, B., et al. Astrocyte reactivity influences amyloid-β effects on tau pathology in preclinical Alzheimer’s disease // Nature Medicine (2023). DOI: 10.1038/s41591-023-02380-x

Добавить в избранное