Системный анализ продемонстрировал усиление врожденного иммунного ответа после иммунизации вакциной от Pfizer-BioNTech

Исследователи из США изучили врожденный и адаптивный иммунные ответы на мРНК-вакцину Pfizer-BioNTech. Практически у всех добровольцев выявили связывающие и нейтрализующие антитела, а также T-клеточный ответ. Вакцина также значительно усиливала врожденный иммунный ответ после второй дозы.

Eraxion | 123rf.com

Врожденный и адаптивный иммунные ответы проанализировали у 56 здоровых добровольцев после иммунизации мРНК-вакциной BNT162b2 Pfizer-BioNTech. Адаптивный иммунный ответ на эту вакцину был описан ранее, однако о врожденном иммунном ответе известно мало.

После первой дозы связывающие и нейтрализующие антитела выявили у всех добровольцев, кроме трех; после второй дозы их концентрация значительно выросла. Уровень нейтрализующих антител снизился приблизительно в два раза через 90–120 дней, что сравнимо с профилем вакцины mRNA-1273 компании Moderna. Количество антител не зависело от пола, однако уровень нейтрализующих антител обратно коррелировал с возрастом. Вакцина BNT162b2 также индуцировала нейтрализующие антитела против «южноафриканского» штамма B.1.351, но их уровень был ниже на порядок.

Вакцинация стимулировала специфичный к S-белку Т-клеточный ответ вскоре после второй дозы. В основном были обнаружены Т-хелперы первого типа (Th1-клетки) и небольшое количество Th2-клеток. Т-клеточный ответ не зависел от возраста и уровня нейтрализующих антител.

Сыворотку 31 добровольца проверили на аутоантитела и антитела к цитокинам. У пяти добровольцев аутоантитела обнаруживались еще до вакцинации. После вакцинации их уровень не вырос.

При анализе врожденного иммунного ответа у 27 человек обнаружили 14 основных типов клеток. Доля CD14+ CD16+ моноцитов значительно возросла после первой и второй дозы. Также после второй дозы значительно увеличились уровни pSTAT3 и pSTAT1 в нескольких типах клеток. После обеих доз вакцины выросла концентрация цитокинов IFN-γ и CXCL-10. Концентрация противовоспалительного цитокина IL-10 также возросла, но незначительно. Таким образом, вакцина от Pfizer-BioNTech умеренно стимулировала врожденный иммунный ответы после первой дозы; после второй ответ значительно усилился.

Далее авторы исследования секвенировали мРНК цельной крови 31 добровольца. Исследование активности генов подтвердило усиление врожденного иммунного ответа. Обе дозы вакцины стимулировали противовирусный и интерфероновый ответы. Вторая доза также активировала дендритные клетки и сигнальные пути толл-подобных рецепторов. Также авторы изучили транскриптом мононуклеарных клеток периферической крови после вакцинации. В частности, они продемонстрировали активацию естественных киллеров.

В новой работе впервые проанализировали врожденный и адаптивный иммунные ответы после мРНК-вакцины на системном уровне и показали, что вторая доза вакцины BNT162b2 значительно усиливает врожденный ответ.

Arunachalam P.S., et al. // Systems vaccinology of the BNT162b2 mRNA vaccine in humans // Nature (2021), published online 12 July 2021. DOI: 10.1038/s41586-021-03791-x