Страны с низким уровнем дохода используют жесткие меры в борьбе с эпидемией COVID-19

По данным некоторых исследований, на пике заболеваемости в Ухане требовалось 2,6 коек в отделении интенсивной терапии на каждые десять тысяч взрослого населения. В Италии на момент пика не было и половины этих ресурсов. Страны с низким доходом не обладают и одной сотой оборудования Италии. О том, как справляются с ситуацией Нигерия, Кения, Перу и Сальвадор, научный журналист Эми Максмен рассказывает в Nature.

Credit:
Myriam B | Shutterstock.com

В европейских странах объявлен карантин, люди закрылись в своих домах, запасшись едой, медикаментами и предметами первой необходимости. Но как поступать государственным органам в городах наподобие Лагоса (Нигерия), две трети населения которого живут в незарегистрированных ночлежках без водопровода и электричества? Ограничение социальных взаимодействий в таких условиях — гораздо более трудная задача, чем в Китае и Европе.

Системы здравоохранения стран с низким уровнем дохода гораздо слабее, чем европейские, и не могут эффективно противостоять пандемии. Люди в этих странах умирают даже от излечимых заболеваний из-за того, что недостаточно ресурсов для оказания медицинской помощи всем, кому это необходимо.

Поэтому приходится принимать жесткие профилактические меры. Почти все мероприятия запрещены под угрозой ареста; введены в использование не идеально точные, но быстрые и простые в использовании тесты на SARS-CoV-2.

В Нигерии по состоянию на 3 апреля 2020 года зарегистрировано 190 случаев COVID-19, двое умерших и 20 выздоровевших. Уже 3 февраля Главный исполнительный директор Нигерийского центра по контролю за заболеваниями Чикве Ихеквеазу и его команда получили от ВОЗ необходимое для диагностических тестов оборудование. Они также побывали в Китае, чтобы изучить методы зарубежных коллег.

Когда число зарегистрированных случаев заражения коронавирусом в Нигерии достигло восьми, власти запретили въезд людей из стран, где число заболевших превышает тысячу. Спустя три дня были закрыты предприятия, кроме необходимых, и запрещены скопления людей более 20. Сейчас лаборатории работают посменно круглые сутки, и секвенирование полного генома вируса приостановлено в пользу быстрых диагностических тестов, но этого недостаточно. Необходимо делать от 5 до 10 тысяч тестов в день, но так как перелеты по Африке запрещены, доставка медицинского оборудования замедляется. Кроме того, ВОЗ высылает большую часть ресурсов в Европу, Азию и США.

В Перу начали принимать меры по социальному дистанцированию сразу после того, как подтвердились первые случаи заражения людей, не выезжавших из страны. Уже после 70 случаев заражения были закрыты границы и школы, а населению порекомендовали не выходить на улицу без необходимости и ввели комендантский час с 20:00. Полиция арестовала 21 000 нарушителей карантинного режима. Однако всего две лаборатории, находящиеся в столице, обладают необходимым для тестирования оборудованием. Основную массу тестов, предназначенных для быстрой диагностики, страна получила от ВОЗ. Человек с коронавирусной инфекцией может сам принять меры, чтобы изолироваться от остальных, или прийти в один из центров изоляции. Всего работают около 3 000 комнат для людей с положительным результатом тестирования, не нуждающихся в интенсивной терапии. На 3 апреля 2020 года число заболевших в Перу составило 1 414, выздоровело 537, умерло 55.

После 25 подтвержденных случаев заболевания в Кении запретили людям покидать свои дома без необходимости и ввели комендантский час с 19:00. К людям, нарушающим установленный режим, полиция применяет побои и слезоточивый газ. Журналист Эбигейл Арунга утверждает, что полицейский произвол в Кении не новость, однако если государство не найдет способ обеспечить населению доступ ко всему необходимому, критическая ситуация может закончиться бунтом. В Кении также проводятся тестирования, однако, как в случае с Перу и другими бедными странами, страна страдает от задержек в поставках, так как тесты и оборудование, в первую очередь, отправляются в США. В Кении на сегодня зарегистрировано 122 случая COVID-19, четверо выздоровели и четверо погибли.

Сальвадор — одна из первых стран, отреагировавших на пандемию. Собрания более 20 человек, спортивные события и уроки в школах были отменены прежде, чем зарегистрировали первый случай заражения. В Сальвадоре всего лишь около сотни коек интенсивной терапии на всю страну, поэтому широкое распространение COVID-19 может обернуться настоящей катастрофой. Позже были также введены комендантский час и запрет покидать дома без необходимости. Нарушители режима попадают под арест, а в тех областях, которые контролируют банды, а не правительство, самые крупные группировки угрожают побоями. Чтобы компенсировать возможный убыток, государство обещало выплачивать $300 в месяц каждой семье, находящейся за чертой бедности, для покупки еды и всего необходимого. В Сальвадоре на 3 апреля 2020 года подтверждено 46 случаев COVID-19 и две смерти.

Врач-аналитик Центра глобального развития в Лондоне Калипсо Халкиду, считает, что быстрые и строгие ограничения в странах с низким уровнем дохода эффективно предотвращают распространение заболевания, но могут повлечь за собой серьезные экономические последствия. Также может возрасти количество смертей, не связанных с коронавирусной инфекцией, поскольку стрессовая ситуация и недостаток ресурсов способствуют распространению насилия. «Нам надо стараться предупредить смертельные последствия карантинных мер», — говорит Халкиду. Но специалисты не теряют надежду. «Мы стойкие, — утверждает Ихеквеазу. — Мы найдем способ, как выжить».

Источник

Amy Maxmen. // How poorer countries are scrambling to prevent a coronavirus disaster. // Nature, 02 April 2020; DOI: 10.1038/d41586-020-00983-9
Добавить в избранное