Три пятидневных цикла голодания снизили биологический возраст людей на 2,5 года

Ограничение потребляемых калорий способно снизить биологический возраст, демонстрируют опубликованные в Nature Communications результаты клинического исследования. Испытуемые ограничивали потребление калорий в течение пяти дней в месяц, и это снизило их медианный биологический возраст на 2,5 года за три месяца. Омоложение затронуло иммунную систему, также у участников снизилось содержание жира в печени и уменьшилась резистентность к инсулину.

В современном мире остро стоит проблема ожирения. Из-за переедания у людей с избыточным весом откладывается жир в печени, что в 75% случаев приводит к развитию неалкогольной жировой болезни печени. Эта патология может перейти в форму неалкогольного стеатогепатита, который, по некоторым прогнозам, станет основной причиной смертности, связанной с печенью, в ближайшие 20 лет.

Так как на продолжительность и качество жизни человека влияет не только количество калорий, но и время их потребления, ученые из США и Италии провели клиническое исследование непродолжительных изменений рациона. Они проанализировали воздействие на организм диеты, имитирующей голодание (FMD). Эта диета представляет собой пятидневный рацион с высоким содержанием ненасыщенных жиров и низким общим содержанием калорий, белков и углеводов. Она имитирует эффект строгого голодания, сохраняя при этом необходимые питательные вещества и облегчая людям соблюдение режима.

В исследовании приняли участие 100 добровольцев со средним возрастом 43,3 ± 11,7 лет и средним ИМТ 27,8 ± 5,1. Участников исследования разделили на две группы. Первая (48 человек) придерживалась обычного режима питания. Вторая (52 человека) также питалась привычным образом, но раз в месяц переходила на рацион FMD.

Через три месяца 15 добровольцев (10 из исследуемой группы и 5 из контрольной) прошли МРТ-обследование. Общее содержание жира в печени у них уменьшилось с 8,57 ± 7,2% до 5,45 ± 3,86%. У пациентов со стеатозом (содержанием жира в печени более 5%) этот показатель уменьшился с 14,32 ± 5,8% до 7,94 ± 4,22%, что составляет снижение почти на 50%. Также у испытуемых, придерживавшихся FMD, снизились общая масса тела и ИМТ.

Помимо этого, три цикла FMD восстановили уровень глюкозы у участников исследования с преддиабетом (исходный уровень глюкозы натощак — более 99 мг/дл) до нормального диапазона, который сохранялся по крайней мере в течение трех месяцев после вмешательства. Исследователи использовали гомеостатическую модель оценки инсулинрезистентности (HOMA-IR) до и после завершения третьего цикла FMD у участников исследования с преддиабетом. Показатель HOMA-IR снизился с 1,473 ± 0,85 до 1,209±0,99, а уровни гликированного гемоглобина (HbA1c) — с 5,8 ± 0,3 до 5,43 ± 0,404.

С целью проанализировать влияние FMD на иммунный профиль авторы работы измерили соотношение лимфоидной ткани к миелоидной (L/M). Этот параметр ассоциирован со старением — снижение лимфопоэза указывает на такое явление, как «иммуносенесценция». У участников, получавших контрольную диету, не было обнаружено изменений в соотношении L/M. Однако значимое увеличение соотношения L/M отмечалось у всех участников исследования, прошедших три цикла FMD. Аналогичным образом, соотношение лимфоидных клеток к миелоидным увеличилось у участников исследования старше 40 лет после трех циклов FMD и возвращения к обычному питанию. Таким образом, диета, имитирующая голодание, оказывает омолаживающий эффект на иммунную систему.

Ученые также оценили влияние FMD на биологический возраст испытуемых. Анализ показал, что медианный биологический возраст в группе, соблюдавшей диету, снизился почти на 2,5 года. Примечательно, что не у всех участников исследования, принимавших FMD, был снижен биологический возраст — у 16 из 52 участников исследования он возрос. Однако эта доля была намного меньше, чем в контрольной группе, в которой у 12 из 19 участников исследования биологический возраст увеличился. Полученный результат подтвердился в независимом клиническом испытании, медианное снижение биологического возраста в котором составило 2,7 лет.

Исследование показывает, что периодическое ограничение потребления калорий оказывает мощное воздействие на факторы риска развития диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, диета, имитирующая голодание, способна уменьшить биологический возраст в среднем на 2,5 года.

Старший автор работы Вальтер Лонго (Valter Longo) отметил: «Это исследование впервые демонстрирует доказательства снижения биологического возраста, полученные в ходе двух различных клинических испытаний, а также свидетельства омоложения на уровне метаболизма и иммунитета».

Интервальное голодание снижает тяжесть протекания болезни Альцгеймера у мышей