Уровень РНК коронавируса в воздухе выше в невентилируемых помещениях

Ученые из Китая подтвердили присутствие РНК SARS-CoV-2 в пробах воздуха из двух госпиталей в Ухане. В большинстве помещений вирус в воздухе не обнаруживался, его было немного в вентилируемых помещениях, а в замкнутом помещении туалета он накапливался. В местах, где вируса в воздухе было много, его количество значительно снижалось после тщательной уборки.

Robert Kneschke | Shutterstock.com

Группа исследователей из Китая отбирала пробы воздуха в 30 разных помещениях двух госпиталей в Ухане и проверяла наличие РНК коронавируса в аэрозольных частицах. Места сбора образцов подразделялись на те, где в основном находились пациенты, где располагались медицинские работники и где пребывали посетители госпиталя. Присутствие и количество РНК SARS-CoV-2 в образцах определяли с помощью цифровой капельной ПЦР.

Наибольшее количество вирусной РНК было обнаружено в образцах воздуха из туалета (невентилируемое помещение площадью 1 м2) — 19 копий вирусной РНК на кубический метр. Ученые предположили, что вирус сначала попадает на пол с каплями, образующимися при кашле и чихании, а когда по этому полу ходит большое количество людей, вирус оказывается в воздухе в составе аэрозолей.

В изоляторах и хорошо вентилируемых помещениях, где находились пациенты, концентрация РНК SARS-CoV-2 в аэрозолях была очень низкой. В общественных пространствах вирусная РНК не детектировалась. Относительно высокая концентрация РНК SARS-CoV-2 наблюдалась в образцах воздуха из помещений для медперсонала, однако после уборки она снижалась до неопределяемой.

Известно, что вирусы могут распространяться с аэрозольными частицами. Так, было показано, что 39% больных гриппом выдыхают аэрозоль с жизнеспособным вирусом. 27 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения сообщила об отсутствии данных, однозначно указывающих на то, что SARS-CoV-2 может передаваться с воздухом, который выдыхает больной, за исключением некоторых специфичных случаев (например, при интубации пациента c COVID-19). ВОЗ также отмечает, что присутствие вирусной РНК не означает присутствия жизнеспособного вируса, который способен к заражению.

Тем не менее, в начале апреля вышла работа, посвященная передаче SARS-CoV-2 воздушным путем. Ученые проанализировали несколько случаев заражения коронавирусной инфекцией в Гуанчжоу, Китай. В январе-феврале 2020 года была отмечена вспышка COVID-19 среди людей, посетивших один ресторан в Гуанчжоу. Десять человек из трех разных семей (авторы называют их семьями A, B и C), отобедавшие в этом ресторане, оказались заражены. Семья А съездила в Ухань, вернулась в Гуанчжоу и 24 января пошлa в ресторан. Две других семьи, B и C, в это время сидели за соседними столиками на расстоянии примерно одного метра от семьи А. В этот же день первый пациент из семьи А попал в госпиталь с COVID-19, а к 5 февраля заболели представители всех трех семей. В образцах, собранных из кондиционера в этом ресторане, вирус обнаружен не был.

Поскольку крупные капли (>5 мкм) не преодолевают расстояние больше метра, исследователи решили, что скорее всего вирус распространился каким-то иным путем.

Если предположить, что новый коронaвирус распространяется с частицами аэрозоля, тогда он, во-первых, может переноситься с воздухом на большие дистанции, а во-вторых со временем накапливается в закрытых помещениях, где находится больной.

Пока неизвестно, способен ли SARS-CoV-2, ассоциированный с аэрозольными частицами, к инфицированию, но тщательная уборка и проветривание помещений помогут снизить вероятность заражения. Для предотвращения заражения в ресторанах авторы рекомендуют увeличить расстояние между столиками.

Yuan Liu, et al. // Aerodynamic analysis of SARS-CoV-2 in two Wuhan hospitals. // Nature, 2020, 27 Apri; DOI: 10.1038/s41586-020-2271-3