В Китае не нашли новых вариантов SARS-CoV-2

Китайские исследователи проанализировали геномы SARS-CoV-2, полученные из образцов, которые были отобраны в Пекине в 2022 году. Выяснилось, что новые случаи COVID-19, связанные со снятием ограничительных мер в конце года, были вызваны не новыми штаммами SARS-CoV-2, а двумя субвариантами, ранее уже существовавшими на территории Китая: BF.7 и BA.5.2.

После отмены карантина в Китае в конце 2022 года появились опасения, что новые случаи коронавирусной инфекции обусловлены распространением новых, ранее неизвестных вариантов SARS-CoV-2. Однако проведенный китайскими исследователями филогенетический анализ образцов, полученных от инфицированных пациентов, показал, что это не так. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале The Lancet.

Вот уже три года пандемия COVID-19 остается одной из самых актуальных проблем мирового здравоохранения. Для остановки распространения коронавируса в Китае была введена политика нулевой терпимости к COVID-19. В рамках этой политики все локальные вспышки SARS-CoV-2 быстро изолировались и контролировались в течение 2020–2022 годов. В конце 2022 года эпидемиологический контроль был скорректирован, а ограничительные мероприятия сняты.

Это привело к возникновению новых вспышек инфекции, что вызвало растущее беспокойство по поводу возможного появления ранее неизвестного штамма SARS-CoV-2. Ведь за время пандемии по миру уже прокатись несколько волн заболеваемости, обусловленных появлением новых вариантов коронавируса: альфа, бета, гамма, дельта и омикрон.

Авторы провели филогенетический анализ коронавирусных геномов из образцов, полученных от инфицированных людей в 2022 году. Всего за период с 1 января по 28 декабря 2022 года в Пекине было отобрано для секвенирования 3745 образцов у пациентов с лабораторно подтвержденным COVID-19. В конце концов было секвенировано 2994 генома, после проверки качества для дальнейшего анализа отобрали 2881 геном SARS-CoV-2.

Местные и завезенные инфекции существенно различались по вызвавшим их линиям коронавируса. На протяжении всего 2022 года в Пекине доминировали субварианты омикрона BA.2.2.1, BF.7 и BA.5.2, но с середины ноября стали доминировать только BF.7 и BA.5.2. Они обнаруживались и раньше, поэтому о новом штамме говорить преждевременно.

С середины ноября 2022 года в Пекине была отмечена вспышка инфекции. Авторы секвенировали 413 новых геномов. В 265 случаях местной передачи инфекции был выявлен субвариант BF.7, в 57 случаях — BA.5.2-подобные субварианты, а в 27 случаях — BA.5.1. Было отмечено повышение генетического разнообразия двух доминантных субвариантов. В то же время в завезенных инфекциях доминировали BQ.1, BA.5.2 и XBB.1. Не было обнаружено случаев, когда завезенные инфекции стали причиной вторичных местных инфекций.

Исследователи выявили общие тенденции распространения COVID-19 в Пекине. Полученная картина, по их мнению, указывает на эффективность выбранной динамичной политика нулевой терпимости к COVID-19.

«Кракен» — новый субвариант штамма омикрон SARS-CoV-2