Вакцинация против COVID-19 индуцирует антитела против десяти коронавирусов у людей, перенесших SARS

Сингапурские ученые обнаружили, что иммунизация людей, переболевших SARS, мРНК-вакциной против SARS-CoV-2, индуцирует образование нейтрализующих антител против широкого спектра сарбековирусов. Оценку нейтрализации проводили с помощью разработанного учеными суррогатного теста, в котором не используются живые вирусы.

nickdale | 123rf.com

Коронавирусы SARS-CoV-1 и SARS-CoV-2 принадлежат к подроду сарбековирусов, однако антитела из крови пациентов, переболевших SARS или COVID-19, не способны к кросс-нейтрализации. Ученые из Сингапура проверили, может ли вакцина против SARS-CoV-2 сработать как бустер нейтрализующих антител широкого спектра.

В исследовании использовались пять панелей сывороток:

• сыворотки от десяти индивидов, переболевших SARS, отобранные в 2012 и 2020 годах;

• сыворотки от десяти пациентов с COVID-19, полученные в 2020 году;

• десять образцов от индивидов, не болевших SARS и полностью привитых мРНК-вакциной BNT162b2 (Pfizer/BioNTech);

• десять образцов от пациентов, переболевших COVID-19 и привитых BNT162b2;

• восемь образцов от пациентов, переболевших SARS и привитых BNT162b2.

Нейтрализующую активность сывороток проверяли против десяти сарбековирусов двух клад: семь вирусов из клады SARS-CoV-2 (исходный штамм SARS-CoV-2, новые штаммы альфа, бета и дельта, родственные ему два вируса панголинов и один вирус летучих мышей) и три вируса из клады SARS-CoV-1 (сам SARS-CoV-1 и три его ближайших родственника, заражающих летучих мышей).

Анализ нейтрализации проводили методом sVNT (surrogate virus neutralization test), который авторы разработали ранее. Вместо вирусов в методе используются целевые белковые комплексы, а потому он не требует специально оборудованных лабораторий. (В дополнительных материалах к новой работе ученые приводят данные о согласованности результатов sVNT и анализа с использованием псевдотипированных вирусов для трех сарбековирусов.)

Антитела в сыворотках индивидов, переболевших SARS, но не привитых от COVID-19, эффективно нейтрализовали только SARS-CoV-1 и один из родственных ему вирусов летучих мышей. Зато после вакцинации у таких пациентов появлялись антитела, способные максимально эффективно нейтрализовать все использованные в работе вирусы. У привитых пациентов, переболевших COVID-19, антитела также приобретали способность нейтрализовать SARS-CoV-1 и его родственников, но с меньшей эффективностью, чем у переболевших SARS. У индивидов, вакцинированных BNT162b2, но не болевших ни SARS, ни COVID-19, показатель нейтрализации вирусов из клады SARS-CoV-1 был примерно вдвое ниже.

Ученые сделали вывод, что вакцина против SARS-CoV-2 для людей, переболевших SARS, работает как бустер, делая антительную защиту более универсальной и мощной. Вероятно, такой эффект достигается за счет обогащения кросс-реактивных нейтрализующих антител. Эту гипотезу подтвердили, проведя анализ конкурентного ингибирования с моноклональным антителом 5B7D7, которое взаимодействует с рецепторсвязвающими доменами (RBD) S-белков всех десяти вирусов, а также с помощью прямого окрашивания B-клеток в сыворотке вирусспецифическими белками RBD. Уровень B-клеток, распознающих RBD и SARS-CoV-1, и SARS-CoV-2, был значительно выше в образцах от людей, переболевших SARS и вакцинированных, чем в образцах других групп.

Полученные результаты могут стать основой для разработки вакцины, защищающей и от известных, и от новых патогенных для человека сарбековирусов