Вакцины от туберкулеза проверят на эффективность против коронавируса

В нескольких больницах Нидерландов и Германии уже на этой неделе планируют начать испытания вакцин от туберкулеза против SARS-CoV-2. Исследования будут проводить на врачах и пожилых людях, которые имеют более высокий риск заражения и тяжелого протекания инфекции.

Akkalak Aiempradit | Shutterstock.com

БЦЖ (бацилла Кальмета—Герена) – вакцина против туберкулеза на основе ослабленного бактериального штамма Mycobacterium bovis, которую применяют по всему миру. В России вакцинацию от туберкулеза проводят на первой неделе жизни. Бактерии остаются живыми в коже на протяжении нескольких месяцев и стимулируют В- и Т-клетки памяти, специфичные к микобактериям. Вакцинация БЦЖ предотвращает до 60% случаев заболевания, хотя статистика отличается для разных стран. Было показано, что БЦЖ мобилизует иммунитет неспецифически, снижая общую смертность в том числе от вирусных заболеваний. Однако систематический обзор 2014 года, заказанный ВОЗ, завершался выводом, что достоверность этих результатов очень низкая. Обзор 2016 года давал более высокую оценку, но также отмечал необходимость рандомизированных исследований.

В качестве объяснения международная группа ученых предложила концепцию «trained immunity» (публикация в Science 2016 года), согласно которой эпигенетические изменения в клетках врожденного иммунитета — нейтрофилах, моноцитах, натуральных киллерах — создают память, позволяющую им активнее реагировать на повторную встречу с патогенными микроорганизмами. Ранее считалось, что клетки врожденного иммунитета памяти не имеют. Такой «тренированный иммунитет» менее продолжителен и менее специфичен, чем классическая иммунная память, обеспеченная Т- и В-лимфоцитами, но тем не менее он важен для борьбы с инфекциями.

В рандомизированном плацебо-контролируемом исследовании эти ученые под руководством Михая Нетеа (Медицинский центр Университета Неймегена, Нидерланды) показали, что БЦЖ стимулирует экспрессию цитокинов и защищает от экспериментальной инфекции ослабленной формой вируса желтой лихорадки, обычно используемой для вакцинации против этого заболевания.

Таким образом, изначально эти исследования не были связаны с пандемией COVID-19. Однако «в условиях стремительного распространения коронавируса результаты неспецифичного действия БЦЖ можно будет выявить более четко», — говорит профессор Нетеа.

Новое двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности БЦЖ против неспецифичных патогенов станет продолжением упомянутой выше работы. Об эффективности БЦЖ будут судить по «незапланированному отсутствию» участника на работе (очевидно, включая удаленку: офисы в Нидерландах закрыты, массовые мероприятия отменены). Хотя исследование и слепое, пациенты, получившие настоящую вакцину, а не плацебо, узнают об этом по появлению папулы, однако сами исследователи останутся ослепленными.

По тому же протоколу проводит исследование в Мельбурнском университете среди работников здравоохранения. В немецком Институте инфекционной биологии Макса-Планка запускают аналогичное исследование в нескольких больницах Германии, но с использованием усовершенствованной вакцины против туберкулеза, которая сейчас проходит вторую фазу клинических испытаний в Индии — VPM1002. Участвовать будут пожилые люди и медработники.

Возможно, подход с использованием проверенной вакцины БЦЖ поможет задержать распространение SARS-CoV-2 до тех пор, пока не будет разработана и протестирована специфичная и эффективная вакцина против него.

Jop de Vrieze. // Can a century-old TB vaccine steel the immune system against the new coronavirus? // Science, 2020; DOI: 10.1126/science.abb8297