Выявлен новый вирус, поражающий печень человека

В 2022 году пациентка обратилась в клинику во Франции по поводу гепатита неизвестной этиологии. Анализы на вирусы гепатита и герпеса, ВИЧ и ЦМВ оказались отрицательными. Другие причины воспалительного поражения печени тоже были исключены. С помощью метагеномного анализа был идентифицирован новый вирус, повреждающий клетки печени, — цирковирус человека 1 (HCirV-1). Ранее было известно, что ДНК-вирусы семейства Circoviridae поражают животных. Новое исследование поможет врачам в диагностике гепатитов неясного генеза.

Гепатит — одно из распространенных заболеваний печени. Чаще всего дело в вирусах гепатита. Однако нередко причина воспалительного повреждения печени остается неясной. Ученые из Франции идентифицировали новый вирус, который поражает клетки печени человека. Необычный клинический случай был описан в журнале Emerging Infectious Diseases.

В клинику во Франции обратилась пациентка с гепатитом неизвестной этиологии. Женщина перенесла трансплантацию легких и сердца 17 лет назад и получала иммуносупрессивную терапию. Известно, что за 16 месяцев до возникновения гепатита ей была назначена пульс-терапия стероидами. Кроме того, 2,5 года назад женщине была удалена аденокарцинома левого легкого. В анамнезе у пациентки также была хроническая почечная недостаточность и инфекционные заболевания (COVID-19, аспергиллез, парвовирусные, бронхолегочные инфекции и т.д.). В ноябре 2021 пациентка была госпитализирована по поводу цитомегаловирусной инфекции кишечника. В ходе обследования УЗИ выявило повреждение печени, а через четыре месяца после госпитализации возникло обострение гепатита. Уровень печеночных ферментов в крови был значительно повышен, хотя заболевание протекало бессимптомно. Интересно, что анализы на вирусы гепатита, ВИЧ, ЦМВ, вирусы герпеса и некоторые другие оказались отрицательными. Кроме того, врачи не обнаружили связи гепатита с принимаемыми пациенткой препаратами. Женщина отрицала использование парацетамола, употребление алкоголя или наркотиков. УЗИ не выявило заболеваний сердца и желчных путей. Аутоиммунная патология тоже была исключена.

В биоптате печени пациентки были обнаружены признаки лобулярного вирусного гепатита. Однако анализы на различные гепатотропные вирусы вновь оказались отрицательными. Далее ученые провели метагеномный анализ NGS (mNGS) и обнаружили в биоптате 1011 последовательностей, соответствующих генам капсида и Rep-белков вирусов семейства Circoviridae. Новый вид вируса предварительно был назван цирковирусом человека 1 (human circovirus 1, HCirV-1).

Цирковирусы — это ДНК-содержащие вирусы, которые в основном инфицируют животных (например, свиней и птиц). Вирус вызывает у животных заболевания почек, дыхательных путей, кожных покровов, репродуктивной системы. Считается, что у животных инфекция передается фекально-оральным путем. В случае с пациенткой установить источник инфекции не удалось. Женщина сообщила о контакте с двумя кошками, однако ПЦР фекалий животных была отрицательной. Помимо этого, пациентке была проведена гемотрансфузия за 17 месяцев до того, как был обнаружен вирус. Механизмы передачи нового вируса еще предстоит выяснить.

Для того, чтобы отследить изменение вирусной нагрузки в динамике, ученые провели ПЦР-исследование образцов крови, взятых у пациентки с 2017 года. В образцах 2017–2019 годов генетического материала вируса обнаружено не было, зато образцы 2020 и 2021 годов оказались положительными. Исследователи считают, что инфицирование новым вирусом произошло на фоне пульс-терапии стероидами. Гибридизация in situ показала репликацию вируса в гепатоцитах. Было также проведено ПЦР-исследование образцов крови и кала пациентов контрольной группы, однако все результаты были отрицательны.

Врачи и ученые порой сталкиваются с воспалительными заболеваниями печени неясной этиологии. Выявление новых возбудителей гепатита необходимо для подбора адекватной терапии. Одним из вероятных возбудителей вирусного гепатита может быть и новый цирковирус.

Новый механизм распространения инфекции при криптококковом менингите