Животные с отредактированным геномом уходят из США

Nature опубликовал заметку о том, что американские генетики, работающие в области биоинженерии животных, устали ждать, когда будет доработана законодательная база, и продолжают работы в других странах.

Атлантический лосось
Maksimilian | Shutterstock.com

Репродуктивный биолог Чарльз Лонг из Техасского университета A & M отправляется в Сан-Паулу, Бразилия, где и планирует нанимать желающих заняться его исследованиями в области генных модификаций крупного рогатого скота. Это решение он принял после 20 лет борьбы за госфинансирование. «Мы по сути сдались, — говорит Лонг. — Я собираюсь перенести туда весь проклятый проект».

Проблема не только в нехватке финансирования, но и в неопределенности: до сих пор непонятно, как эти разработки будут регулироваться и когда смогут выйти на рынок. Была надежда, что Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) смягчит правила для технологий редактирования геномов, подобных CRISPR-Cas или TALEN. Такие технологии не требуют добавления генов других видов животных, а внимание регулирующих органов и общественности традиционно направлено именно на «генетических Франкенштейнов», содержащих «чужие» гены.

Но в начале 2017 года FDA опубликовало документ, согласно которому процесс проверки любых животных, чьи геномы были намеренно изменены, будет аналогичен тому, что утвержден для медицинских препаратов. В научном сообществе документ вызвал скорее негативную реакцию.

Единственное ГМ животное, получившее одобрение FDA (именно по такому длительному пути, занявшему почти двадцать лет), — быстрорастущий лосось от компании AquaBounty Technologies (Мейнард, штат Массачусетс). Лосось AquAdvantage — атлантический лосось Salmo salar, в геноме которого содержится ген гормона роста лосося чавычи Oncorhynchus tshawytscha под промотором «белка-антифриза», взятым из генома американской бельдюги Zoarces americanus. У этого промотора активность не сезонная, а постоянная, поэтому ГМ- рыба растет круглый год, а не только весной и летом, что делает ее мощным конкурентом промысловому и культивируемому лососю.

Растят на продажу только стерильных триплоидных самок: икру обрабатывают при повышенном давлении и температуре, чтобы сделать икринки триплоидными, то есть содержащими три набора хромосом, а не два. Такие рыбы стерильны, и это предотвращает их скрещивание с диким типом, если они вдруг попадет в природу. Самцов используют для получения икры и держат только в наземных пресных водоемах, откуда они не могут попасть в океан.

Продажа продуктов из этого лосося разрешена в Канаде с мая 2016 года, и за год, по сообщению компании, было продано 4,5 т. филе. В США лосось AquAdvantage получил разрешение FDA в ноябре 2015 года, однако через два месяца конгресс запретил его ввоз из Канады до тех пор, пока FDA не примет решения по маркировке ГМ-продуктов. С тех пор ничего и не изменилось, и это охлаждает энтузиазм ученых. «Никто не хочет заниматься этим, учитывая то, что произошло с нами», — говорит Сильвия Вульф, исполнительный директор AquaBounty Technologies.

Сейчас AquaBounty создала быстрорастущую линию тилапии FLT 01, уже с использованием технологий редактирования генома. Получить одобрение FDA компания не пыталась, эту рыбу она выводит на рынок в Аргентине. В декабре компания объявила, что аргентинские регулирующие органы рассматривают тилапию FLT 01 не как ГМ-животное, а обычным порядком, согласно правилам о новых породах растений и животных, что значительно быстрее.

Ищет рынки вне США компания Recombinetics, создавшая в том числе ГМ породу молочного скота, лишенную рогов. (В современных животноводческих хозяйствах рога у скота удаляют, чтобы животные не могли повредить друг другу или людям.) Компания в 2016 году обратилась в FDA с просьбой признать эту породу безопасной: безрогие коровы с точно такой же особенностью генома (одним отключенным геном) встречаются в природе, и никаких претензий к их молоку или мясу никогда не было. FDA отклонило петицию, зато компания получила зеленый свет от бразильских регуляторов.

Меньше повезло Джеймсу Мюррею из Калифорнийского университета (Дэвис), перевозившему в Бразилию проект по трансгенным козам, которые дают молоко, обогащенное лизоцимом; предполагалось, что такое молоко защитит маленьких детей от диареи. В Бразилию нельзя импортировать коз и даже яйцеклетки или сперму. Мюррей с коллегами решили клонировать своих коз из клеток, которые ввозить разрешено, но это отняло много времени, и к тому времени, как удалось получить стадо трансгенных животных, закончился грант. «В настоящее время мы приостановлены», — говорит он.

Не все считают, что продвижение за пределами США — хорошая идея. Генетик Кевин Уэллс из университета Миссури работает с британской компанией Genus над созданием устойчивых к болезням свиней с отредактированным геномом. «Любой, кто заявляет, что будет продвигать свое животное в сельское хозяйство, перебравшись в Бразилию, не понимает, где собирается продавать свой продукт», — говорит он. Genus надеется получить одобрение FDA для своих свиней.

В октябре 2018 года FDA обнародовало План действий по инновациям в области биотехнологии растений и животных, где обещало в том числе доработать свое руководство по животным с отредактированными генами, которые будут использоваться в сельском хозяйстве и аквакультуре. Однако едва ли это произойдет быстро.

Heidi Ledford. // Gene-edited animal creators look beyond US market // Nature, 2019; DOI: 10.1038/d41586-019-00600-4