Как сделать олигонуклеотиды и вывести биотехнологическую компанию на международный уровень

Гентерра — динамично развивающаяся российская компания, ставшая надежным и стратегически важным партнером для многочисленных лабораторий и государственных структур в сложный период пандемии.

Продукция «Гентерры» — олигонуклеотиды (праймеры и зонды), ферменты (Taq-полимеразы, обратные транскриптазы), магнитные сорбенты для выделения нуклеиновых кислот. Год назад этот перечень мог показаться скучноватым. В 2020 году все эти позиции — бестселлеры. Как прошел год пандемии в компании и что делать тем, кому срочно нужно много олигонуклеотидов, рассказывают коммерческий директор «Гентерры» Ольга Коренева и исполнительный директор и главный технолог Фатима Кармова.

 Коммерческий директор «Гентерры» Ольга Коренева

Ольга, ваша компания производит олигонуклеотиды, которые входят в состав ПЦР-наборов для диагностики, в том числе и коронавирусов. Заметили ли вы увеличение спроса на олигонуклеотиды во время пандемии?

О.К. Конечно же рост заказов на данную продукцию был стремительным. Последний год мы работаем в усиленном режиме, так как обеспечиваем государственные структуры и частные компании. Наши олигонуклеотиды ложатся в основу всех исследований, которые стали невероятно востребованы.

Вы увеличивали производственную мощность? За счет какого оборудования?

О.К. Да. Наверное, одним из наших преимуществ в начале пандемии стало то, что «Гентерра» безупречно подготовлена технически. У нас стояло три синтезатора с достаточно высокой производительностью, и мы находились в высокой степени готовности на обеспечение реагентами для ПЦР-диагностики в промышленных масштабах. Но даже этого в какой-то момент оказалось недостаточно, и было принято решение об увеличении производственных мощностей.


Компания занимается не только синтезом олигов, но еще и производством магнитных сорбентов, которые тоже входят в состав наборов для выявления SARS-CoV-2. Введена в эксплуатацию дополнительная лаборатория. Сейчас идет увеличение и ее производительности в десятки раз, и работа организована в круглосуточном режиме.

Каким оборудованием вы сами пользуетесь для синтеза?

О.К. Это три синтезатора американского производства «Mermade» и один — ABI 3900 Applied Biosystems, который больше предназначен для синтеза праймеров, коротких последовательностей. Для более масштабного синтеза используются «Мермейды»— «Mermade 48Х», «Mermade 6-12» и «Mermade 1224».


Вы не только пользуетесь «Мермейдами», но и еще продаете их. А почему вы остановились именно на «Мермейдах», в чем их преимущества?

О.К. Совершенно верно, «Гентерра» является эксклюзивным дистрибьютором этих синтезаторов в РФ и страны СНГ. Благодаря стараниям и высокой компетентности всех сотрудников нашей компании, мы имеем довольно тесные контакты с производителем «Мермейдов» в США. Инженеры компании «Гентерра» занимаются обслуживанием приборов, что позволило предоставить нам дистрибьюцию на территории РФ и ближайшего зарубежья. Да, мы умеем запускать эти приборы, занимаемся их поставкой в Америку, и самому производителю комфортно работать с нами, так как есть грамотные специалисты для их техобслуживания. Плюс к этому, идут регулярные заказы на запчасти для обслуживания приборов.

Я не могу сказать, что продажа этого оборудования была очень активной до пандемии. Это достаточно узкая специфика — синтез олигонуклеотидов, и приборы достаточно дорогие, их не покупали все производители подряд. Но этот год дал много возможностей для исследователей и обратил внимание всего мира на генную инженерию — и мы не перестаем удивляться стремительному развитию отрасли и повышению квалификации сотрудников.


В «Гентерру» обращаются и российские производители и партнеры из Узбекистана, Казахстана. Очень многих интересуют именно «Мермейды», прежде всего потому, что информация об этих моделях подробно представлена у нас на сайте genterra.ru. Синтезаторов в России достаточно небольшое количество и мы готовы к индивидуальному подходу для каждого партнера.

Фатима, расскажите, пожалуйста, почему было решено выбрать именно «Мермейды»?

Ф.К. Когда перед «Гентеррой» стояла задача расширять производственные мощности, генеральный директор досконально изучал рынок, посещал зарубежные отраслевые выставки, презентовал возможности и мощности компании , занимался подбором. И на тот момент было очевидно, что «Мермейды» достаточно легки в использовании относительно других машин, и в обслуживании. Обслуживание прибора может производить сам оператор. Это удобно, функционально, но прибор не из дешевых.

 Главный технолог Фатима Кармова

Если рассматривать аналоги — есть российские синтезаторы «Биосет», они значительно дешевле. Но по производительности, по функционалу уступают «Мермейдам». Поэтому если говорить о промышленных масштабах, то «Мермейд» предпочтительнее. Есть и другие зарубежные производители. Однако преимущество «Мермейдов» для российских клиентов в том, что есть Гентерра, и у нас есть полноценное сервисное обслуживание, запчасти в наличии.

У «Мермейда» не один прибор, а очень широкий модельный ряд. По каким критериям подобрать лучшее решение для конкретных целей — для лаборатории или для производства?

Ф.К. Для этого нужно понимать, что планируется синтезировать. Будет ли это ДНК или РНК-синтез, что планируется — только праймеры, или все-таки нужны еще и зонды? Какое количество модификаций планируется синтезировать? Какое количество олигов в неделю? Какой масштаб синтеза планируется: 50 наномолей — 5 микромолей или это 5 микромолей – 200 микромолей. Это вопросы, которые мы направляем заказчику. И уже исходя из ответов, составляем необходимую комплектацию. Потому что — да, у нас представлено несколько приборов, но каждый из них укомплектовывается именно под цели заказчика. Таким образом, Гентерра осуществляет индивидуальный подход к решению задач партнеров и обеспечивает комплексное обслуживание.

Какой именно прибор вы могли бы порекомендовать компании, которая занимается промышленным синтезом праймеров для ПЦР?

Ф.К. Для праймеров, скорее всего, лучше подойдет Мermade 192E. Там можно ставить большое количество синтезов одновременно.

А для лаборатории, которой нужно синтезировать не в промышленных масштабах, а в небольших, но сложные олигонуклеотидные последовательности, в том числе модифицированные? Какой «Мермейд» им подойдет?

Ф.К. Если это небольшая научная лаборатория, чаще всего мы рекомендуем самую маленькую модель. Это «Mermade 4». Она позволяет ставить синтез не только праймеров, но и зондов.


Фатима, нужно ли в комплекте с «Мермейдами» покупать какие-то аналитические приборы для анализа олигов? Тот же масс-спектрометр, ВЖХ?

Ф.К. Прежде всего, сам синтезатор не выпускает готовый продукт. Конечно, олигонуклеотиды требуется чистить. И очистка тоже может быть разной. Это может быть как ионнообменная и обращенно-фазовая ВЖХ, электрофорез или гель-фильтрация. Так или иначе, в лаборатории, которая занимается синтезом, должна быть обеспечена очистка олигонуклеотидов. Как именно — зависит опять-таки от масштабов синтеза и, наверное, специфики лаборатории. Каждая лаборатория предпочитает свои методы, мы используем все и сразу и готовы дать качественную экспертизу любому заказчику.

Вы говорили о легкости установки и эксплуатации «Мермейда». Сколько времени занимает поставка, установка, налаживание производства для одного конкретного прибора?

Ф.К. Обслуживание прибора в процессе эксплуатации не критично, все сменные детали вынесены наружу. Чтобы поменять те или иные запчасти, не нужно разбирать целиком прибор, все достаточно удобно для пользователя. Все фильтры, фиттинги, всё, что необходимо — всегда поставляется в определенном количестве вместе с прибором, и в дальнейшем сам оператор может оценивать необходимое ему количество расходного материала и дозаказывать его.

Однако сам запуск прибора стоит доверить инженеру, потому что прибор приходит уже калиброванный, и важно, чтобы первый синтез прошел так, как нужно. А дальше все приходит с опытом. У всех разный синтез, и требуется время для того, чтобы люди настроили «под себя» все необходимые опции.

Ольга, кто является вашими основными заказчиками в этом году — научные организации или компании?

О.К. Ранее работа осуществлялась в основном с государственными компаниями, но период пандемии многое изменил, и в «Гентерру» обратился малый и средний бизнес, за оперативными и бесперебойными поставками продукции. 

«Гентерра» недавно отметила шесть лет со дня основания. Какие планы на будущее?

О.К. Да, совершенно верно, «Гентерра» еще достаточно молодая. Но за эти шесть лет была проделана колоссальная работа в плане именно обеспечения госзаказов. И, наверное, благодаря активному развитию производства в предыдущие пять лет мы были готовы к тому, чтобы обеспечить эти сложные заказы в период пандемии.

Мы стремительно развиваемся, осваиваем новые направления, не останавливаемся на синтезе. За отраслью молекулярной биологии и синтетических ДНК будущее и готовы в него войти , имея огромный опыт и компетенции. Сейчас у нас есть ряд ферментов, которые мы сами производим. Если раньше в каких-то случаях занимались перепродажей белорусских ферментов, то сейчас мы полностью замещаем линейку своими ферментами. Также специалисты компании начали синтез олигонуклеотидов для пилотных и доклинических исследований на животных. Синтез терапевтических олигонуклеотидов — это более сложные проекты, в основном зарубежные.

Помимо всего прочего «Гентерра» является еще и авторизованным дистрибьютером других производителей реагентики. Это проверенные производители: ChemGenes, Bioautomation, Axolabs, Link Technologies, Biosearch Technologies. В общем, успешно поддерживаем все «околосмежные сферы».

Не могли бы Вы чуть подробнее рассказать про перспективные направления развития? Те, которые планируется развить в ближайшем будущем?

О.К. Одно из таких перспективных направлений — магнитные сорбенты. Сотрудники компании достаточно долго занимались ими, и в этом году применили на практике знания как нельзя лучше. Наши магнитные сорбенты получили очень хорошие отзывы от производителей тест-систем, и сейчас многие производители ПЦР-наборов, в том числе коронавирусных, используют их.


Терапевтические олигонуклеотиды — направление, которое хорошо развито за рубежом, в Америке, в Европе. Важно отметить, что «Гентерра» обеспечивает и синтез сложных олигонуклеотидов, которые используются для лечения онкозаболеваний за рубежом. Мы уверены, что это направление стремительно начнет развиваться и в РФ. За рубежом данный метод блокирования раковых заболеваний очень хорошо себя показал.

Ольга, как изменилась внутренняя жизнь компании во время пандемии?

О.К. Безусловно, мы сильно выросли. Выстроили слаженный и четко работающий механизм, который позволил осваивать новые проекты и успешно применять свои знания. За счет правильной модели роста и стабильных отношений с уважаемыми партнерами наша компания смогла добавить рабочие места, и штат сотрудников значительно вырос, что невероятно важно в этот непростой период.

Большое Вам спасибо!


Партнерский материал

Добавить в избранное