Польза трех кружек кофе в день и другие новости недели
Что происходит с мозгом женщины во время беременности, как пищевые антигены помогают бороться с раком, обратимая катаракта и многое другое — в воскресном обзоре.
Женское здоровье
1. За 40 недель вынашивания ребенка организм матери подвергается обширной физиологической адаптации, которой руководят гормоны. Центральная нервная система тоже реорганизуется. Однако данных о том, что именно происходит с мозгом беременных женщин, все еще мало.
Ученые из США наблюдали за здоровьем впервые беременной 38-летней женщины. Они провели 26 процедур МРТ с забором крови в период с 3 недель до зачатия до 2 лет после родов. В мозге зафиксировали уменьшение объема серого вещества и толщины коры головного мозга, которое прогрессировало с течением беременности и повышением выработки половых гормонов. Также ремоделирование было заметно в подкорковых структурах: вентральном промежуточном мозге, хвостатом ядре, таламусе, скорлупе и гиппокампе. Несмотря на тенденцию к снижению показателей, объем белого вещества нелинейно увеличивался с течением беременности. Изменения в количестве серого вещества оставались и после родов, в то время как объем белого вещества достиг максимума во втором триместре и вернулся к изначальным значениям к моменту родов. Результаты подтверждают способность обширного ремоделирования нейронов даже во взрослом возрасте.
2. Старение женской репродуктивной системы приводит к значительным изменениям гормонального фона и перестройке метаболизма. В яичниках развивается воспаление и фиброз. Авторы новой статьи в GeroScience попытались продлить молодость яичников. Мыши в течение 6 недель системно получали антифибротический препарат пирфенидон, который широко используется для лечения пациентов с идиопатическим легочным фиброзом. По окончании опыта ученые наблюдали улучшение функции яичников и эстрального цикла: увеличилось число фолликулов, желтых тел и содержание антимюллерова гормона. Транскриптомный анализ показал, что терапия пирфенидоном привела к повышению экспрессии генов, связанных с репродуктивной функцией, в возрасте 8,5 месяцев и снижению экспрессии воспалительных генов в возрасте 12 месяцев. Препарат не может использоваться на людях из-за печеночной токсичности, хотя, как отмечают авторы исследования, у мышей негативных последствий не было. Ученые получили доказательство возможности продлить молодость яичников. Теперь они будут искать безопасное и эффективное вещество для женщин.
Избыточная масса тела
3. Ученые из США задались вопросом: связана ли избыточная масса тела с повышенным риском развития нового рака после уже перенесенного. Они исследовали когорту из 26 894 человек, которым был поставлен диагноз «неметастатический первичный рак» (средний возраст 72,2 года, 59,2% мужчины). У 11 497 пациентов (42,8%) был избыточный вес, у 4684 (17,2%) — ожирение. За время наблюдений у 3749 (13,9%) человек врачи диагностировали второй первичный рак, из которых у 1243 (33,2%) — рак, связанный с ожирением. Риск развития любого второго первичного рака был на 15% выше у тех, кто имел избыточный вес, и на 34% выше у пациентов с ожирением по сравнению с теми, чей ИМТ находился в пределах нормы. Риск развития второго первичного рака, связанного с ожирением, был на 40% выше в группе избыточной массы тела и на 78% выше в группе ожирения. Результаты подтверждают важность повышения осведомленности онкологических пациентов о возможном возвращении рака из-за избыточной массы тела. Подробнее — на PCR.NEWS.
4. Распространенность ожирения среди детей и подростков растет. Оно приводит к серьезным кардиометаболическим осложнениям с выраженной дислипидемией. Датские ученые с помощью масс-спектрометрии проанализировали периферический липидом 958 детей и подростков с избыточной массой тела/ожирением и 373 детей с нормальной массой тела. У детей из опытной группы они обнаружили увеличение количества церамидов, снижение лизофосфолипидов и омега-3 жирных кислот. Повышенное содержание церамидов, фосфатидилэтаноламинов и фосфатидилинозитолов было связано с инсулинорезистентностью и кардиометаболическим риском. Сфингомиелин, напротив, оказывал защитное действие и ассоциировался со снижением кардиометаболических рисков. Определение трех липидов крови предсказывало стеатоз печени так же эффективно, как и измерение активности печеночных ферментов. Двести детей участвовали в государственной программе коррекции образа жизни HOLBAEK. После ее завершения у детей снизилось содержание церамидов, фосфолипидов и триглицеридов в крови, что подтверждает возможность корректировки состояния.
Антигены еды
5. Японские ученые с коллабораторами пришли к
выводу, что антигены в пищевых продуктах могут подавлять опухолеобразнование в тонком кишечнике за счет индукции иммунных клеток. Они кормили мышей с мутацией в гене-супрессоре опухолевого роста и со стерильным кишечником кормом без антигенов. При этом исследователи наблюдали рост опухолей в тонком кишечнике. Когда они добавили в рацион альбумин — его много в мясе, яйцах и молочных продуктах — опухоли перестали расти. После исследования механизмов этого явления авторы заключили, что М-клетки в составе пейеровых бляшек передают пищевые антигены из просвета кишки в дендритные клетки для индукции Т-клеток и защиты. Авторы подчеркнули, что именно поэтому важно включать в рацион белки, а не простые аминокислоты.
Подробнее — на PCR.NEWS.
Золотистый стафилококк
6. Один из самых распространенных возбудителей инфекций — это золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus). Лечение пациентов осложняется ростом резистентности к препаратам, при этом уровень смертности высок. Что именно отвечает за защиту человека от S. aureus, все еще неизвестно. Ученые из Нидерландов
проанализировали антитела IgG и IgM, специфичные для тейхоевой кислоты на поверхности S. aureus (WTA). Оказалось, что IgM более, чем в 100 раз лучше способствовали связыванию фактора комплемента C3b с поверхностью стафилококка, чем IgG. При анализе больничных карт выяснилось, что пациенты с бактериемией S. aureus имели значительно более низкий уровень специфических к WTA IgM, но сравнимый со здоровыми людьми уровень IgG. У пациентов, погибших от стафилококковой бактериемии, уровни IgM были самыми низкими. Новые данные могут лечь в основу разработки вакцины и других иммунноукрепляющих средств.
Подробнее — на PCR.NEWS.
Кофеин
7. Кардиометаболическая мультиморбидность (КМ) — сосуществование двух и более кардиометаболических заболеваний, таких, как гипертония, сахарный диабет 2 типа (Д2Т), ишемическая болезнь сердца (ИБС), инсульт. Количество случаев такого состояния постоянно растет. Китайские ученые исследовали связь КМ (Д2Т, ИБС и инсульта) и потребления кофе и чая. Они исследовали когорту из 172 315 человек для анализа эффектов кофеина и когорту из 188 091 человека для анализа эффекта употребления кофе и чая. У 88 204 и 96 393 участников были измерены показатели 168 метаболитов.
По результатам ученые сделали выводы, что те, кто умеренно потреблял кофе (3 кружки в день) или кофеин (200-300 мг в день), имели самый низкий риск развития КМ по сравнению с теми, кто не пил кофе или потреблял менее 100 мг кофеина в день. Привычка пить кофе или кофеин-содержащие напитки у здоровых людей может помочь с профилактикой развития КМ.
Нейродегенеративные заболевания и диабет
8. Глифлозины используются для лечения пациентов с сахарным диабетом 2 типа и сердечной недостаточностью. Ученые из Южной Кореи
проанализировали, связан ли прием глифлозинов со снижением риска развития деменции и болезни Паркинсона у пациентов с диабетом 2 типа. Было сформировано две когорты из тех, кто принимал глифлозины, и тех, кто принимал другие противодиабетические препараты. В исследование вошли 358 862 участника (средний возраст 57,8 лет, 58% мужчины). У 6837 за время наблюдений развилась деменция или болезнь Паркинсона. Прием глифлозинов на 21% снижал риск деменции и на 22% — риск деменции и болезни Паркинсона по сравнению с другими противодиабетическими препаратами. Для болезни Альцгеймера частота встречаемости составила 39,7 случаев на 10 000 человеко-лет в группе глифлозина и 63,7 случаев на 10 000 человеко-лет в группе других препаратов. После корректировки на физиологические данные связь сохранялась. Авторы заключают, что прием глифлозинов снижает риск развития нейродегенеративных заболеваний у пациентов с диабетом 2 типа.
Защита от катаракты
9. Поддержание белкового гомеостаза требует точного контроля над фолдингом и деградацией белковых структур. Неправильная реакция на стрессовые факторы нарушает протеостаз, что встречается, например, при катаракте. Животные, впадающие в спячку, хорошо переносят холодовой стресс. Однако неизвестно, как именно они поддерживают баланс протеома при резких изменениях температуры. Ученые из Китая и США
выяснили, что у сусликов существует обратимый механизм помутнения хрусталика. Во время спячки при температуре -4 градусах хрусталик мутнеет, но после согревания становится прозрачным. Авторы провели такой же опыт с крысами и не добились успеха: хрусталики крыс остались мутными после согревания. Ученые получили культуру эпителиальных клеток хрусталика для изучения механизмов, лежащих в основе «обратимой катаракты». Оказалось, что разрушению накопленных за спячку белковых агрегатов способствует E3-убиквитинлигаза RNF114 убиквитин-протеасомной системы. При обработке хрусталиков раствором с RNF114 мутные хрусталики крыс становились прозрачнее. Такие же результаты наблюдали у данио-рерио при лечении катаракты, вызванной окислительным стрессом.
Терапия онкозаболеваний
10. Существует не так много вариантов лечения пациентов с нейроэндокринными опухолями на поздних стадиях. Кабозантиниб — ингибитор рецептора фактора роста эндотелия сосудов VEGF 2 и рецепторов тирозинкиназ MET и AXL. Группа ученых
провела КИ 3 фазы, чтобы оценить эффективность кабозантиниба для лечения внепанкреатических и панкреатических нейроэндрокринных опухолей. Пациенты ежедневно принимали по 60 мг препарата. В группе пациентов с внепанкреатическими опухолями медиана выживаемости без прогрессирования составила 8,4 месяца, в контрольной группе — 3,9 месяца. В группе пациентов с панкреатическими опухолями медиана выживаемости без прогрессирования составила 13,8 месяцев, в контрольной группе — 4,4. Частота объективного ответа на лечение была выше в группе панкреатических нейроэндокринных опухолей: 19% против 5% (0% в группе плацебо). Нежелательные явления 3-ей степени тяжести зафиксировали у 62-65% пациентов, получавших лечение. В группе плацебо – у 23-27%. Авторы уверены, что кабозантиниб станет новой опцией лечения нейроэндрокринных опухолей у пациентов, ранее уже получавших терапию.
11. Еще одно КИ 3 фазы завершили ученые из США для мышечно-инвазивной уротелиальной карциномы. Это агрессивная форма рака мочевого пузыря с частыми рецидивами. Лечение заключается в радикальном хирургическом удалении опухоли. Ученые проверили эффективность адъювантной терапии пембролизумабом — моноклональным антителом, ингибитором PD-1 — после хирургической операции. Пациенты принимали препарат в дозировке 200 мг каждые 3 недели в течение 1 года. Медиана безрецидивной выживаемости составила 29,6 месяцев в группе препарата и 14,2 месяцев в группе плацебо. Пембролизумаб был эффективен даже против PD-L1-отрицательных опухолей: безрецидивная выживаемость у пациентов в группе препарата составила 17,3 месяцев, в группе плацебо — всего 9 месяцев. С нежелательными явлениями 3-ей степени тяжести и выше столкнулось 50,7% пациентов в группе пембролизумаба, в группе плацебо — 31,6%.
12. HER2-отрицательный рак молочной железы протекает по-разному у пациенток. Ученые из Испании полагают, что предсказать дальнейшее развитие болезни можно по степени жесткости структур, окружающих опухоль. При наличии фиброза в тканях прогноз ухудшается. Исследователи использовали тест-систему MeCo, которая оценивает активность 1004 генов, экспрессия которых связана с фиброзом. Предположение подтвердилось: чем выше балл активности генов, тем сильнее выражен фиброз и выше вероятность возвращения болезни. Авторы статьи попробовали подавить фиброз, используя нинтеданиб — препарат, который применяют для лечения идиопатического фиброза легких, в сочетании с химиотерапией. Лечение нинтеданибом снизило балл MeCo на 25%. Авторы предлагают использовать систему MeCo для выбора персонализированного и успешного плана лечения пациенток с HER2-отрицательным РМЖ.
13. Для терапии уротелиального рака может применяться ингибирование PD-L1. Однако часто опухоли резистентны к терапии. Во многих случаях движущей силой прогрессирования уротелиального рака являются мутации и высокая экспрессия рецептора фактора роста фибробластов (FGFR). Международный коллектив ученых провел КИ фазу 1 комбинированной терапии рогаратинибом — ингибитором FGFR — и атезолизумабом у пациентов, не отвечающих на лечение цисплатином. В исследование включили 37 человек с повышенной экспрессией мРНК FGFR1/3 (медиана возраста 75 лет, 87% мужчины). Пациенты принимали рогаратиниб по 600 или 800 мг дважды в день и приходили на внутривенную инфузию атезолизумаба 1200 мг каждые 21 сутки. Чаще всего больные сообщали о диарее, гиперфосфатемии и усталости. Нежелательные явления 3 степени тяжести и выше зафиксировали у 27 пациентов (73%). Наилучшей дозировкой рогаратиниба признали 600 мг. Общий ответ на терапию 600 мг рогаратиниба+1200 мг атезолизумаба составил 53,8%, включая 4 пациентов (15%) с полным ответом. Ученые продолжают поиски ингибитора FGFR, который бы давал меньше нежелательных явлений.
Другие клинические испытания
14. Наследственная геморрагическая телеангиэктазия (НГТ) — редкое аутосомно-доминантное заболевание, для которого характерно расширение мелких сосудов, артериовенозные мальформации и частые носовые кровотечения (эпистаксис). Ученые из США провели КИ помалидомида — препарата из группы иммуномодулирующих средств с противоопухолевой активностью. В исследовании приняли участие 144 человека: 95 из них ежедневно получали по 4 мг препарата, 49 получали плацебо. Исходный средний балл тяжести эпистаксиса составил 5,0±1,5, что соответствует умеренному или тяжелому носовому кровотечению. Через 24 недели лечения у пациентов, принимавших помалидомид, тяжесть кровотечений снизилась, и им требовалось меньше инфузий железа и эритроцитов. Средний балл тяжести эпистаксиса снизился на 1,84 в опытной группе, в группе плацебо — на 0,9. Участники также сообщили о повышении уровня удовлетворенности жизнью. Исследователи предполагают, что помалидомид блокирует рост аномальных кровеносных сосудов, тем самым укрепляя уже существующие сосуды.
Подробнее — на PCR.NEWS.