Антидепрессант PT150 ингибирует коронавирус in vitro

Ученые из США показали, что малая молекула PT150 подавляет репликацию SARS-CoV-2 в культуре клеток. Предполагается, что действие молекулы связано с ее способностью влиять на уровни рецепторов андрогенов и глюкокортикоидов в клетках. Результаты исследования в виде препринта размещены на bioRxiv.

Глюкокортикоидный рецептор, связанный с ДНК.

Credit: molekuul | 123rf.com

Предполагается, что на течение болезни при заражении SARS-CoV-2 может влиять антиандрогенная терапия. Также считается, что гиперкортизолемия — это один из факторов, способствующих прогрессированию COVID-19. Поэтому логично предположить, что вещества, влияющие на сигнальные пути, в которых участвуют андрогены и кортикоиды, могут оказаться эффективными средствами против COVID-19.

Малая молекула PT150 прoходит клинические испытания как потенциальный антидепрессант. Известно, что она также снижает уровень рецептора андрогенов (androgen receptor, AR) и является сильным антагонистом рецептора глюкокортикоидов (glucocorticoid  receptor, GR). Кроме того, онa обладает антивирусной активностью по отношению к вирусу MERS.

Ученые из США проверили антивирусную активность PT150 на культуре клеток. Они оценили эффективность этих молекул как против SARS-CoV-2, так и против MERS-CoV.

В случае MERS-CoV использовали клетки MA-104 Clone 1 и вирусный штамм EMC. Клетки заражали вирусом в присутствии или отсутствии веществ PT150. Концентрация препарата, которая снижает репликацию вируса in vitro на 50%, составила 3,1–3,2 μM для PT150. При этомдля экспериментального антивирусного вещества M128533, взятого для сравнения, эта концентрация в среднем составила 0,83 μM. Однако PT150 оказался токсичным для клетoк MA-104, что затруднило проведение эксперимента и интерпретацию результатов. Поэтому для работы с SARS-CoV-2 выбрали другую клеточную линию.

Для оценки эффективности вещества PT150 против SARS-CoV-2 использовали культуру дифференцированных нормальных эпителиальных клеток бронхов (клеточная линия dNHBE). Клетки культивировали в среде AIR-100-MM таким образом, чтобы сформировался слой клеток, погруженный в ростовую среду, и слой, покрытый муцином и находящийся в воздушной среде. После двух пассажей в клетках Vero 76 штамм USA-WA1/2020 вируса SARS-CoV-2 разводили в среде AIR-100-MM и заражали суспензией клетки dNHBE, в присутствии PT150 или без него.

Концентрация PT150, которая снижает репликацию вируса in vitro на 90%, для SARS-CoV-2  составила в среднем 5,55 μM, в то время как для референсного вещества, ремдесивира, она равна 0,0013μM, то есть намного меньше. При этом самая высокая доза PT150, которую использовали в исследовании, 30 μM, не была токсичной для клеток эпителия бронхов человека.

Вещество PT150 проходит клинические испытания на пациентах с депрессией, его токсичность и возможные побочные эффекты будут оценены в ходе этих испытаний. Если препарат окажется безопасным, имеет смысл оценить возможность его применения в качестве антивирусного средства.

Neil D. Theise, et al. // PT150 is a modulator of glucocorticoid and androgen receptors with antiviral activity against SARS-CoV-2. // bioRxiv, July 13, 2020; DOI: 10.1101/2020.07.12.199505