Хэ Цзянькуй: три года тюрьмы за редактирование геномов детей

Китайский ученый Хэ Цзянькуй приговорен китайским судом к трем годам тюремного заключения за эксперимент по созданию детей с отредактированными геномами. Двое его коллег получили меньшие сроки. Все трое также заплатят большие штрафы.

Хэ Цзянькуй на Втором международном саммите по редактированию генома человека в Гонконге рассказывает о рождении двойняшек с отредактированным геномом. 28 ноября 2018 года.

Хэ Цзянькуй в прошлом году заявил о создании генетически модифицированных людей, Первыми родились девочки-близнецы, а уже в 2019-м — еще один ребенок. Новость вызвала большой резонанс и негативные оценки в научном мире. В КНР велось следствие по этому делу.

30 декабря 2019 года Синьхуа, официальное информагентство Китая, сообщило о том, что народный суд первой инстанции в городе Шэньчжэнь приговорил ученого к 3 годам тюремного заключения и штрафу в три миллиона юаней ($425 тыс.). Осуждены и двое его коллег. Чжан Жэньли, чье имя фигурирует в неопубликованной статье с подробным описанием предварительных экспериментов, где он упоминается как «выполнявший микроинъекции человеческого эмбриона», приговорен к двум годам тюремного заключения и оштрафован на миллион юаней. Цинь Цзиньчжоу, эмбриолог, внесенный в список первых авторов черновой рукописи статьи о результатах эксперимента, — к одному году и шести месяцам тюремного заключения и 500 000 юаней штрафа.

Команда Хэ Цзянькуя использовала технологию редактирования ДНК, известную как CRISPR, чтобы изменить клетки зародышевой линии человека. После этого отредактированные эмбрионы перенесли в матку, затем повторили эксперимент с другой женщиной. Первые близнецы родились в прошлом ноябре.

Редактирование проводилось с целью внести такую мутацию в ген CCR5, которая может сделать людей устойчивыми к ВИЧ-инфекции. Однако почти сразу появились сообщения, что одна из девочек-близнецов гетерозиготна по этой мутации, следовательно, не защищена.

Суд постановил, что Хэ Цзянькуй и его коллеги руководствовались мотивами получения славы и коммерческой выгоды. При этом они умышленно нарушили принятые в Китае положения о научных исследованиях и медицинской практике, переступили этическую черту в науке и медицине. Кроме того, они не имели квалификации врачей и подделали сертификаты заключений комиссий по этике.

Департамент здравоохранения включил фигурантов дела в «черный список» и запретил им заниматься репродуктивными технологиями человека на протяжении всей жизни. Другие ограничения — пожизненный запрет на госфинансирование различных видов научно-исследовательских проектов.

Члены семей обвиняемых, журналисты и представители всех слоев общества присутствовали на приговоре. Трое обвиняемых признали себя виновными в суде.