Лекарство от простатита замедляет гибель нейронов при боковом амиотрофическом склерозе

Британские ученые исследовали на рыбках данио и мышах, моделирующих боковой амиотрофический склероз, нейропротекторное действие теразозина — препарата, который назначают при гиперплазии простаты и высоком давлении. Теразозин повышает активность фермента гликолиза, нормализует энергетический обмен и защищает от гибели мотонейроны.

Credit:
123rf.com

Боковой амиотрофический склероз (БАС) — смертельное нейродегенеративное заболевание, в патогенезе которого участвуют и наследственные факторы (известно более десятка мутаций, связанных с этим заболеванием), и факторы внешней среды. Половина пациентов умирают в течение трех лет после появления симптомов, 80–90% — в течение пяти лет. Единственные одобренные препараты, рилузол и эдаварон, увеличивают продолжительность жизни больных на несколько месяцев.

Различные формы БАС сопровождаются нарушением энергетического метаболизма, которое может приводить к гибели мотонейронов. Есть немало данных, показывающих, что при БАС часто затронут гликолиз. Поэтому в качестве мишеней для терапии рассматривается фермент гликолиза фосфоглицераткиназа 1 (PGK1). Ученые из Великобритании показали, что, повышая экспрессию PGK1, можно улучшить моторные характеристики у животных, моделирующих БАС, и скорректировать патологические клеточные процессы in vitro.

Активность PGK1 увеличивает теразозин — одобренный препарат против гиперплазии простаты и повышенного давления. Это его нецелевой эффект, однако нейропротективное действие теразозина уже было показано на моделях болезни Паркинсона и инсульта. Поэтому ученые решили проверить, как он действует на нейроны в контексте БАС. Исследования проводили на моторных нейронах, полученных из эмбриональных стволовых клеток (ЭСК-МН), а также на мышах и на рыбках данио, моделирующих БАС.

У 97% пациентов с БАС, независимо от причины болезни, в цитоплазме нейронов присутствуют включения, содержащие белок TDP-43. В норме этот РНК-связывающий белок постоянно перемещается из ядра в цитоплазму и обратно. Его накопление в цитоплазме связано с множеством патологических процессов, в том числе с нарушением формирования стрессовых гранул и транспорта в аксонах. Этот факт ученые использовали для получения животных моделей БАС.

Были созданы две модели на рыбках данио: с нокдауном гена C9orf72 (мутации в этом гене — распространенная причина БАС) и со сверхэкспрессией мутантной РНК TDP-43 человека. Данные флуоресцентной микроскопии показали, что у обеих моделей аксоны были короче и более разветвленными, чем у здоровых рыбок. Сверхэкспрессия PGK1 помогла восстановить длину аксонов на обеих моделях, однако разветвленность уменьшилась только у модели с мутантной РНК TDP-43. В свою очередь, теразозин только увеличивал длину аксонов, причем эффект был дозозависимым.

Моторные функции рыбок также улучшились. Уже через три дня после вылупления данио стараются уплыть, если притронуться к их хвосту. Ученые фиксировали среднюю дистанцию, пройденную за 15 секунд здоровой рыбкой, мутантной и с повышенной экспрессией PGK1. Показатели для мутантных рыбок, по сравнению со здоровыми уменьшались более чем в два раз. Гиперэкспрессия PGK1 улучшала подвижность обеих моделей, теразозин сработал только на модели с мутантной РНК TDP-43.

В качестве модельных млекопитающих ученые использовали мышей с экспрессией мутантного TDP-43 в нейронах. У таких мышей быстро развивается паралич конечностей, падает вес, через 20-25 дней они умирают. Прогрессия паралича сопровождается гибелью моторных нейронов в спинном мозге. Мышам вводили обычный солевой раствор либо дозу теразозина, затем брали срезы спинного мозга из поясничного отдела и подсчитывали количество мотонейронов. Теразозин увеличил количество выживших нейронов а 40%.

Влияние теразозина на метаболические процессы, связанные с окислительным стрессом, изучали на модели БАС in vitro — ЭСК-МН с мутацией в TDP-43, которые подвергали воздействию арсенита натрия. В присутствии теразозина выживаемость модельных клеток составила 100%.

Исследователи предположили, что терапевтический эффект теразозина может быть связан с его действием на гликолиз и (или) митохондриальное дыхание. Они подсчитывали уровни базального и компенсаторного гликолиза после ингибирования работы митохондрий. В ЭСК-МН с мутацией после инкубирования с теразозином характеристики гликолиза повышались, а параметры митохондриального дыхания снизились. Подобное переключение в метаболизме может быть частью механизма нейропротекции.

Ранее авторы показали, что формирование стрессовых гранул нарушено в ЭСК-МН с мутацией в TDP-43, и теперь решили продолжить эту работу. Они инкубировали мутантную и контрольную клеточные линии с возрастающими дозами теразозина и подсчитывали количество стрессовых гранул. Теразозин не повлиял на формирование гранул в контрольных клетках, однако в мутантной линии был отмечен дозозависимый эффект; при максимальной дозе гранул было не меньше, чем в контроле.

Поскольку теразозин — одобренный препарат, есть возможность немедленно начать планирование клинических испытаний. Более того, так как исследование проводилось на моделях БАС с различным патогенезом, это дает основание исследовать новую терапевтическую стратегию на БАС разной этиологии.


Терапия бокового амиотрофического склероза должна быть направлена на нейроны головного мозга

Источник

Chaytow H., et al. Targeting phosphoglycerate kinase 1 with terazosin improves motor neuron phenotypes in multiple models of amyotrophic lateral sclerosis. // eBioMedicine (2022), published online 10 August 2022. DOI:  10.1016/j.ebiom.2022.104202

Добавить в избранное