Мультиомиксное исследование выявило новые таргеты для терапии болезни Бехтерева

Ученые из Великобритании и США провели эпигенетический и транскрипционный анализ иммунных клеток пациентов с болезнью Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит). Они также использовали ранее опубликованные данные GWAS. В результате выявили пути и потенциальные мишени для поиска новой терапии, включая PTGER4, PI3K/AKT, NOTCH и другие.

Болезнь Бехтерева, или анкилозирующий спондилоартрит (АС), — распространенное аутоиммунное заболевание, характеризующееся воспалением крестцово-подвздошных суставов и позвоночника. Прогноз для пациентов с тяжелыми формами АС значительно улучшился в последние годы благодаря внедрению новой терапии, ингибирующей воспалительные цитокины — фактор некроза опухоли альфа (TNF-α) и IL-17A. Однако даже при использовании такой таргетной терапии устойчивой ремиссии достигает менее половины пациентов, что подчеркивает необходимость поиска новых терапевтических мишеней. Команда, возглавляемая исследователями из Оксфордского университета, выяснила особенности экспрессии и регуляции генов, ассоциированных с АС, в релевантной субпопуляции иммунных клеток.

Авторы исследовали иммунные клетки, обнаруженные в образцах крови у 20 пациентов с АС, ранее не получавших терапию, и у 35 здоровых контролей. Они выделили популяции CD4+ и CD8+ Т-клеток, а также CD14+ моноцитов из образцов периферической крови при помощи иммуномагнитного разделения клеток. Затем они применили РНК-секвенирование, ATAC-seq и Capture-C, а также изучили гистоновые модификации, ассоциированные с промоторами и энхансерами.

Исследователи отследили транскриптомные изменения в трех популяциях клеток у пациентов с АС, а также с эпигеномные изменения, происходящие в локусах, для которых ранее при помощи GWAS была показана ассоциация с АС в моноцитах. Исследования GWAS также помогли сузить круг SNP, функционально связанных со специфичными генами или энхансерами в архитектуре хроматина, ассоциированной с АС в моноцитах.

Подход, используемый в этой работе, подтвердил важность известных путей, таких как Th17/IL-23 и TNF, для АС. Результаты также позволили идентифицировать новые пути и потенциальные таргеты для терапии: PTGER4, ErbB, PI3K/AKT, NOTCH и GPCR. Предположительно, ингибиторы этих путей могут быть использованы при лечении АС.

Исследователи отметили, что описанный в работе подход предоставляет возможность интегрировать данные, полученные с помощью GWAS, для поиска новых таргетов для лечения АС.

GWAS подтвердил генетическую связь тиннитуса и психических расстройств