Не все препараты на основе моноклональных антител эффективны против новых штаммов коронавируса

Ученые из США и Швейцарии исследовали эффективность моноклональных антител против нескольких штаммов SARS-CoV-2, включая «британский», «южноафриканский» и «бразильский». Многие, но не все антитела и комбинации антител, разрешенные в США для экстренного использования, защищали гуманизированных мышей и хомячков от штаммов, вызывающих опасения. В число неэффективных и малоэффективных попали антитела от Eli Lilly и AbbVie.

Juan Gaertner | 123rf.com

Исследователи из США и Швейцарии показали, что многие, но не все одобренные FDA моноклональные антитела эффективны против новых штаммов коронавируса. Ученые оценивали действие отдельных антител и их комбинаций для профилактики коронавирусной инфекции, то есть до заражения коронавирусом, и в терапевтических целях, то есть после заражения. Опыты проводились на сирийских хомячках и на мышах K18-hACE2, которые экспрессируют человеческий вариант рецептора ACE2 под кератиновым промотором.

Исследуемые антитела связывали рецептор-связывающий домен S-белка коронавируса. Ученые протестировали такие препараты, как 2B04/47D11 (AbbVie), S309/S2E12 (Vir Biotechnology), COV2-2130/COV2-2196 (Медицинский центр Университета Вандербильта), REGN10933/REGN10987 (Regeneron) и LY-CoV555 (Lilly).

В 2020 году компания Regeneron зарегистрировала коктейль из двух моноклональных антител для лечения тяжелых форм заболевания. В январе 2021 года компания Eli Lilly опубликовала отчет о клиническом исследовании эффективности их моноклонального антитела против коронавируса для когорты пожилых людей, проживающих в доме престарелых.

Ранее было известно, что антитела от Lilly и Regeneron обладают пониженной активностью in vitro против «британского» и «южноафриканского» штаммов. В новом исследовании показали, что REGN10933 и LY-CoV555 плохо или совсем не ингибируют штаммы B.1.429 и B.1.617.1, а также варианты с мутацией в положении E484 S-белка. Применение антител до заражения мышей K18-hACE2 продемонстрировало схожие результаты, что и опыты in vitro.

При профилактике антитела LY-CoV555 и LY-CoV555/LY-CoV016 не защищают от заражения штаммами B.1.351, B.1.1.28, B.1.617.1 и B.1.526, а антитела AbbVie 2B04/47D11 защищают только частично. Остальные одобренные FDA антитела и коктейли антител эффективны против новых вариантов.

Для терапевтических целей ученые вводили антитела мышам внутрибрюшинно уже после заражения вирусом, оценивали вирусную нагрузку в органах дыхания и степень поражения легочной ткани на гистологических препаратах. Четыре коктейля из антител, COV2-2130/COV2-2196, S309/S2E12, REGN10933/REGN10987 и 2B04/47D11, оказались эффективны против двух исследуемых штаммов, в том числе и вызывающего наибольшее опасение «южноафриканского». Также ученые не обнаружили резистентности к коктейлям антител.

«Двойная терапия, похоже, предотвращает появление резистентных вирусов», — сказал соавтор исследования доктор Бун, доцент медицины, молекулярной микробиологии, патологии и иммунологии. «Некоторые виды монотерапии вызывают резистентность, а комбинированная терапия — никогда».

Таким образом, исследование показало, что не все антитела, нацеленные на рецептор-связывающий домен S-белка, теряют свою активность при заражении новыми штаммами.

Chen R. E., et al. // In vivo monoclonal antibody efficacy against SARS-CoV-2 variant strains // Nature (2021), DOI: 10.1038/s41586-021-03720-y