Течение ревматоидного артрита во время беременности можно предсказать по сигнатурам экспрессии в крови

Ревматоидный артрит (РА) — это аутоиммунное заболевание, поражающие суставы. Как ни парадоксально, у многих женщин, страдающих РА, состояние улучшается во время беременности, в то время как у других оно ухудшается. Исследователи из Дании, Великобритании и США определили паттерны экспрессии генов в крови, позволяющие спрогнозировать, как повлияет беременность на симптомы артрита.

Ревматоидный артрит (РА) — это хроническое аутоиммунное заболевание, поражающее преимущественно суставы. Оно ведет к разрушению и деформации суставов; как правило, поражаются мелкие суставы запястий и кистей, а также стоп. Наблюдения показывают, что во время беременности у многих пациенток (примерно у 50–75%) симптомы ослабевают, а у других, напротив, заболевание обостряется. Пока неизвестно, с чем это связано и можно ли спрогнозировать улучшение или ухудшение состояния еще на этапе планирования беременности. Важно также учитывать, что некоторые препараты, назначаемые при РА, могут быть небезопасны для плода, а при улучшении состояния женщины их можно отменить. Авторы статьи в журнале Arthritis Research and Therapy провели анализ коэкспрессии генов у беременных женщин с РА и выявили молекулярные сигнатуры, которые отличаются у пациенток с улучшением и ухудшением состояния.

В исследовании приняли участие 19 пациенток с ревматоидным артритом и 13 здоровых женщин, которые планировали беременность. Средний возраст женщин составил 28 лет. Пациентки с РА до наступления беременности принимали различные препараты, такие как преднизолон, сульфазин или этанерцепт. Для оценки активности заболевания исследователи использовали индекс CDAI (Clinical Disease Activity Index). Они установили, что состояние 14 из 19 женщин улучшилось во время беременности, а у оставшихся пяти оно ухудшилось.

Затем ученые проанализировали паттерны экспрессии генов в образцах крови пациенток. Они использовали для этого образцы, полученные на этапе планирования беременности. Анализ показал, что у женщин с клиническим улучшением была повышена экспрессия генов, связанных с нейтрофилами и миелоидными клетками. У пациенток, чье состояние ухудшилось, авторы обнаружили усиленную экспрессию генов, ассоциированных с В-клетками. При этом авторы работы отмечают, что уровень самих В-клеток у пациенток с ухудшением РА был незначительно выше.

Анализ взвешенных сетей коэкспрессии генов (WGCNA) выделил 27 модулей, в трех из которых значимо отличались уровни экспрессии генов в группах с улучшением и ухудшением артрита у беременных. Эти модули получили разные цветовые обозначения: синий, желтый и лососевый. Они были значимо обогащены генами, дифференциально экспрессировавшимися у пациенток с ухудшениями и улучшениями по результатам предыдущего анализа. Кроме того, их паттерны экспрессии коррелировали с проявлениями симптомов РА в ходе беременности, а гены внутри одного модуля были связаны функционально. Так, внутри синего модуля в группе с ухудшением РА было выделено 84 гена, кодирующих белки, ассоциированные с работой В-клеток, а также гены двух микроРНК и двух длинных некодирующих РНК (lncRNA). Эти гены были вовлечены в процессинг и презентацию антигена, передачу сигналов рецепторам В-клеток, миграцию и дифференцировку клеток иммунитета. Также в синий модуль входил кластер (хаб) из 18 генов, белковые продукты которых взаимодействовали между собой. Они участвуют в работе В-клеток и обладают большой биологической значимостью. Исследователи предполагают, что именно аутореактивные наивные В-лимфоциты способствуют развитию обострения РА у беременных женщин.

Помимо прочего, 50 генов розового модуля отличались по уровню экспрессии в группах с улучшением и ухудшением РА. Этот список был обогащен генами врожденного иммунитета и гены сигнальных путей интерферонов. В желтом модуле также были обнаружены 25 генов, имеющих разную экспрессию между группами, однако функционального обогащения этого модуля авторы не обнаружили. Экспрессия нескольких генов, ассоциированных с нейтрофилами, была повышена у пациенток, чье состояние улучшалось при беременности, но не была связана с каким-либо модулем.

Обнаруженные исследователями сигнатуры экспрессии, которые отличаются у женщин с ухудшением или улучшением симптомов ревматоидного артрита во время беременности, можно использовать для прогнозирования осложнений РА еще на этапе планирования беременности. Ученые, однако, отмечают, что необходимо подтвердить результаты исследования на большой когорте.

Короткоцепочечные жирные кислоты — биомаркер осложнений беременности